И воссиял крест православный…

 

И ВОСИЯЛ КРЕСТ ПРАВОСЛАВНЫЙ …

Сентябрь. Погожий, теплый денек…

На пруду дремлет цапля, в ожидании  времени пения лягушек…Через плотину – в заросшем водоеме тучи диких уток собирают зеленую ряску, не обращая на вас внимание – они поняли, что в черте Озерок их стрелять запрещено…

Заповедные места…

Внизу – дремлет река Кобылья Снова, он ней писано Государем в «Книге большаго чертежу» — приказывалось по этой реке жечь камыш на татарских бродах, во избежание татарских  засад.. Книга Большаго Чертеж  составлена  была  в 1552 г. по указанию царя Всея Руси, по указанию в 1552 году Государя  всея Руси Иоанна свеет Васильевича  . и перерисованного вследствие полного износа около 1600 года…

Долго эта необхватная взорам холмистая  озерская даль с древними курганами —  была  южной Украйной Руси — границей государства Российского допетровского времени…

Над Озерками , в вершинах тополей, что стоят высоко на холме -– солнечный ветер ворошит листву, а  с бугра село, как на ладони…

За  местной старой улицей Дворянкой, на Бугре – снует народ вблизи храма Петра и Павла и Архистратига Михаила…

 Гудит кран у молельного дома…Сверкает купол позолотой, горит на солнце крест православный…

Сегодня в Озерках опять возрождается многовековая Вера- вознесется купол на обновленное здание, молельный дом обретет новые святыни…

Намоленное веками место…

Мы вместе с двумя инициаторами доброго дела – Л Н Батищевой, местным главой села, и земляком,  специалистом по строительству – А.Б. Шацких – подъезжаем к месту, где кипит работа…

Купол с крестом пока на земле. От него исходит сильное сияние – как будто оставили сокровищницу царскую среди пожухлой, осенней травы…

Славная история у местного храма…

Это уже третий по счету храм  на реке Кобылья Снова Тербунского района …

Первая, деревянная церковь — была «перенесена из села Красная Поляна в Бударовку  1821 году.

Бударовка – так называлась изначально древняя часть Озерок.

Будар и бударка – лодка… БУДАРА — , бударка ж. (будовать?) перм. дубок, грузовая лодка, длиной 11-14 арш., шириной 11/2 арш.; подымает 15-25 пудов.

Будар – казак, мастер корабельных дел при Петре Великом, что строил БУДАРЫ, деревянные суда,   и владел казной при Петре  Алексеевиче Романовом– после окончания Государева дела и постройки на верфях всех казачьих будар – получил в 1712 году на кабинетных землях  в благодарность от Петра Великого — – вотчинные наделы.

А так как здесь в разливы Кобыльей Сновы появлялось много пойменных озер, то места вокруг назывались просто – Озерки. Так и существовал гидроним Озерки, а от Будара – пошла  и  Бударовка , обросла она частями: Бугор, Порточки, Дворянка…

Еще в конце 17 века из Бударовки переехали три семь (семьи большие – всего около 40 крестьян) и в  ныне тербунское село Петропавловку. И в этом селе, как и в Марьино Николаевке (по дворянским именам Офросимовых) тоже есть улицы Бударовка…

  Из за плохого водоснабжения , когда три засушливых лета подряд иссушили колодцы и сделали ведение подворий делом совсем уж рискованным — жители Красной Поляны стали переходить  в село Озерки, и, когда по количеству домохозяйств Озерки, объединившись с Бударовкой —  превзошли Красную Поляну, тогда и перенесли церковь. Церковь изначально была деревянной.

Позже , ныне полуразрушенная безбожной властью церковь во имя святых Петра и Павла выстроили из красного кирпича по типовому проекту церквей, в духе «русско-византийской» архитектуры. Главный престол освящён в честь Петра и Павла, а придельный –  во имя Архангела Михаила.. Есть, найден и первоначальный чертеж храма, по которому в будущем уже мечтает Л.Н. Батищева и  А Б. Шацких – начать , предварительно законсервировав здание, возрождение древней церкви…

Здание  намоленного храма, видевшего крещение 2 января 1915 года Гавриила Степановича Разинкова, будущего Героя Советского Союза, родного  дяди нынешнего главы…

То крещение славного земляка —  произведено 95 лет назад —  местным священником  — Морейским Митрофаном . Павловичем, . – Законоучителем, что учил детей озерских в том самом здании, что ныне станет Молельным домом -..

Полуразрушенный ныне храм с колокольней( ее нет, увы)    занимал  площадь земли в длину 52 м., ширину 28 м., а в высоту имеет причудливую форму и состоит из 4 ярусов: нижний ярус – восьмерик имеет восемь стен, второй ярус – 5 стен , третий ярус имеет форму призмы, четвертый  в форме купола, в центре шпиль, где крепится крест.

 Две ныне разрушенные  колокольни ( пред колхоза, рушивший храм по рассказам односельчан – сам полез в петлю позже)  были пристроены к юго-западной части.

Сама церковь стоит на возвышенном месте посредине села. Последние штрихи у молельного дома, что напротив – совершают рабочие. НА крыше готовятся принять купол…

 Несмотря на разрушения – древний храм по прежнему имеет величественный, торжественный вид.  Центральный вход расположен с северной стороны. Выход с южной стороны действовал, когда совершался крестный ход при богослужении, третьи двери, в виде ворот, служили для выноса гроба с телом покойного, располагались они с  западной стороны напротив центрального входа на кладбище.

Окна в алтаре были застеклены разноцветными стеклами. Со слов старожилов, когда шла утренняя служба  в солнечные дни, то в церкви радужным светом наполнялось помещение до самого свода. По мнению руководителя и организатора строительства – А Б Шацких – будет создана в Москве в ближайший год  организация – Озерское Землячество, и силами патриотов  земляков опять воссияет храм над Кобыльей Сновой…

По данным из сборников Землянского земства, а долгое время Бударовка относилась к Перекоповской волости Землянского уезда Воронежской губернии – здесь не раз был не только А М  ПРИШВИН, земский врач, но и сам знаменитый писатель— М М ПРИШВИН, они в этом храме принимали участие в  венчании  родственника по линии Лопатиных, что взял в себе в жены дочь местной помещицы, в память которой до сих пор растет рядом Маринихин лес…

Род Марины- (Марьи  по крещению)  Офросимовой , разветвленный на курских, орловских и воронежских вотчинах — здесь породнился с древним молдавским родом, что обрусел и исчез, размывшись с другими русскими фамилиями…

Видел храм и почетного гостя – Александра Ивановича Алехина, главу земства и будущего Воронежского губернатора, депутата Госдумы, он  приезжал из своего Землянского имения в Новых Дворах (это в 30 верстах отсюда — там руины остались  господского дома, Автор их фотографировал)  сюда на конную ярмарку с сыном – будущим чемпионом мира по шахматам…
С северо-западной стороны находилась сторожка, где  размещался класс для учений Закона Божьего и жили священнослужители. Жил здесь и дед знаменитого писателя , автора книги «Белый Бим, черное ухо», священник Гавриил Троепольский, полный тезка и дед писателя — одно время вел Закон Божий и в Озерско-Бударовской, и в Новосильской земской школах

Вокруг церкви в те давние лета —  были выстроен забор из красного кирпича двухметровой высоты с тремя входами.

На территории церкви напротив алтаря находится некрополь с захоронениями  местных священников и дворян, что давали большие средства на церковные нужды..Приход, по  воспоминанию старожилов,  был большим и богатым. Убранство храма поражало – сохранилось фото алтаря 1910 года фотосъемки  фотографом из Землянска.

Сюда приезжали из других близлежащих сел – Барково, Солнцево, Перекоповки.
Во время революции церковь не пострадала. В 1937-38 годах были гонения на священнослужителей, церковь закрыли, батюшку арестовали. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. храм не попал под бомбёжки.

 Наши военные использовали колокольню как наблюдательный пункт.
Лишь после войны и в 50-е годы Петропавловская церковь подверглась разорению. Сначала разобрали забор, потом колокольню… Многие озерцы уверяют, что из кирпича храма был выстроен дом для одного из председателей колхоза тех времен, когда в Озерках, больших, где проживало в церковном приходе более 1700 человек —  – было сразу пять колхозов…

 . Колокола были сняты атеистами и увезены.Один колокол, падая с высокой колокольни – ушел при падении в землю более чем на метр, и в яме еще долго бил ручей…

 Здание церкви было использовано под зернохранилище. В 70-е годы  в нем хранили удобрения. . Автор этих строк  прошел внутрь храма и почувствовал запах дуста…

И вот – торжественные минуты…Кран поднимает купол с крестом и он водружен на крышу молельного дома… Уже есть большая часть церковной утвари – собранная хлопотами Л.Н. Батищевой, она хранится пока в Доме Культуры Озерок.

 В храме будут пока хранящиеся  в Тербунах —  иконы :  освященные Патриархом Кириллом, и Архиепископом Ионафаном, бывшим Наместником Киевской Лавры,  и привезенная икона из Колыбели Православия- Киево-Печерской Лавры…

 И пока  сверкающая маковка с крестом, , под навершием небесного  цвета – как бы вознеслась « на воздусях» — на всю округу утверждает возвращение русского православного духа в древнее село «Озерки, Бударовка тож…»

Сентябрьский  закат  отбрасывает позолоту…

Село засыпает, чтобы проснется обновленным.

Вторя идее возрождения села – мы у храма слышим, несущиеся с Дворянки —  звуки свадьбы, и  новая озерская семья теперь может крестить детей на своей древней родине…

И возродится округа… Ибо сказано: «пока жив храм – живет и множится  и люди при немъ»

И новые проекты по спасению Озерок – уже рождаются в умах добрых людей.

И вскоре появятся новые ласточки новизны озерской…

Текст и Фото – Александра Елецких, Председатель ТРНКО «Восхождение», член Липецкого краеведческого общества.