Роговатое. Затерянный мир

 

ЗАТЕРЯНЫЙ МИР ПЕВУЧИХ  РОГОНОСОК

 Даль времен обманчива. Это понимаешь, возвращаясь   в места, связанные с  близкими для тебя людьми. Вот он – Старый Оскол, еще недавно — маленький, купеческий городок на холмах. Всего то – сто верст от Воронежа! Здесь родилась моя мама, здесь сделал первые шаги мой сын. И вот, через десятилетия, через не узнаваемое ,  утраченное и  забытое – прикоснулся к волшебной тайне времен.

   Я посетил маленький затерянный мир, по имени Роговатое. Эдакий по сути своей —  «таежный тупик» — в полутора часах езды от Воронежа…

        СОВСЕМ, КАК АВСТРАЛИЙЦЫ!

  -Вы знаете, что село Роговатое населялось по австралийскому принципу? – спросили меня в местном отделе  культуры. Я удивился : что может быть  общего между Австралией и старинным русскимселом?…

 Оказывается – Австралия и Роговатое  населялось вначале только за счет кандальников – ссыльных людей.

 Триста лет назад, на месте Роговатого была большая поляна в чаще леса.  А в конце села, ближе к нынешней Шаталовке и Владимировке –  тянулись непроходимые топи.

   В окружении болот , триста лет подряд– затерянный мир ссыльного пункта  был  оазисом формирования своей культуры, здесь отшлифовывались особые  нравы и обычаи. Даже  каких то 50 лет назад – Роговатое  все еще оставалось поистине полностью  затерянным миром. Закрытым  сообществом,  выработавшим свой костюм,  песенный фольклор и даже свою   ОБРЯДОВУЮ ЕДУ. Уникальную , как ПИЩА КОСМОНАВТОВ, что  также может храниться годами.

        ДЛЯ ЧЕГО КРАСАВИЦАМ РОЖКИ?

В Роговатом  издревле местные красавицы делали из волос этакие  задорные рожки.  Для чего они  сначала вкалывали в прически особые украшения в виде круглых брошек (на снимке) и  с помощью этих  вещиц  — закрепляли на голове сооружения ,  чтобы выглядеть  прекрасными «рогоносками»…

  Может быть,  подобное украшательство – голос предков, древний  инстинкт? Вспомним :  первобытные модницы украшали прически  длинными птичьими  перьями, рыцари —  укрепляли на шлемах лошадиные хвосты,  папуасы – вставляли в носы клыки кабанов…. А может – этот культ  крестьянской кормилицы – буренки – заставлял  здешних  женщин  носить «рожки» из волос? Наука пока не отвечает внятно на этот интересный вопрос! А я с удовольствием потрогал эти самые «рожки» на голове  Нины Дмитриевны Исаковой —  эта женщина уже 20 лет руководит хором, что исполняет древние культовые  и чисто Роговатовские песни. Ведь, по утверждениям фольклористов из Старого Оскола,  –  в  ХХ веке нигде больше таких песен не звучало ,  так что  здешний  хор —  словно надежный банк, где сохранились мотивы и слова, которым пол тысячелетия, если не больше!

         ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЩЕГУНА

 В Роговатом – свой диалект, где звучат слова, которые я не нашел даже в знаменитом словаре В.Даля. Например – я приехал в гости в Роговатое. Для местных жителей я чужак или по местному – щегун. Звучит почти как сегун –  по японски — наместник Правителя.

 Если собрать словарик здешних просторечных слов, то наберется около сотни, если не больше – всякой  лингвистической  мешанины и «тарабарщины». Если к примеру –  отца мужа везде называют  свекром, то в Роговатом —  «батишшкой», ну а свекровь – «матишшкой». Здесь не говорят : «Что случилось?» а  «Ще  сталось?» Постельные принадлежности здесь именуются «дяружками», а обряд поздравлений – «доринами». Маленький платок здесь именуют «шалешка», а  таблетку – «катышка». Короче —  щегун здесь явно не соскучится без переводчика.

  Нравы  роговатовцы блюли строгие. На щегуне никак нельзя было жениться – в суженые-ряженые брали исключительно своих. Да и  ведь своих было много, до революции в  здешнем «затерянном мире» проживало более 10 тысяч человек. И было тогда это село, правда, воронежским. Оттого в одной из уникальных здешних песен есть слова : «На Воронеже ряке гуси –лебяди сидять».

  Роговатовцы отличались  своими причудами. К примеру – вы могли сюда приехать. И бесполезно попытаться купить молока. Чужакам роговатовцы молока не продадут, хоть плати за литр, как за черную икру! Здеси искренне верили, что купивший молоко от твоей коровки «Щегон» мог навести порчу, здесь верили давно в леших и домовых, колдунов и знахарей…

   Веками здесь был свой самодостаточный мир. Свои бондари и гончары, ткачи и швеи, сапожники и плотники, столяры и корзинщики. Здесь до сих  пор –  дедушка Коля по фамилии Колда – плетет лапти. Обувая  местный  фольклорный коллектив и всех желающих в нарядные лапоточки…

           УНИКАЛЬНАЯ ЕДА

 Есть в Роговатом свое блюдо, которое, как мне подтвердили специалисты, на всей планете  Земля — больше нигде не готовят. Возможно уже оттого, что процесс  приготовления данного  продукта – требует громадного времени – около шести часов кряду женщины делают знаменитую «КАТАНКУ».

 Катанка –  ничем на вид  не отличается  от гороха или сои. Когда я привез домой из Роговатого подарок – три пригоршни катанки – домашние сочли , что я готовлюсь на рыбалку и сейчас распариваю горох, излюбленную  наживку для сазана. Но это был древний продукт, который мог храниться годами. Видимо, катанку завезли в Роговатое ссыльные в своих дорожных котомках. Сегодня это блюдо в Роговатом – культовое, его приготавливают для больших торжеств, загодя.

  Как в Земле есть ядро, так и в каждой горошине катанки есть пшенное зернышко.

  Уверен, если наладить в Роговом , запантентовав, производство расфасованных порций «катанки» —  сей продукт пошел бы на ура! И вскоре блюдо роговатовцев могло бы поспорить с итальянскими «спагетти»- тем более, что технологию можно было усовершенствовать при помощи ароматичных и пряных добавок в состав этого блюда.

              ШЕСТЬ ЧАСОВ МЫТЬЯ И КАТАНЬЯ

  Чтобы приготовить уникальные «горошинки» нужно терпение и сноровка. А также – особое деревянное корыто, в которое сначала высыпается стакан пшенной крупы. Далее – берется мука высшего сорта, молоко, яйца, вода, все это проходит особую технологию, в результате которой пшено в процессе шестичасового обволакивания мучным составом – превращается в мучное подобие зерен гороха. Короче,  если вы катали снежную бабу, то вначале — бросали на липкий наст  слепленный «снежок», он обволакивался и постепенно увеличился. Так вот – роль «снежка» при изготовлении катанки – исполняло пшенное зерно…

   Итак – в процессе катания пшена по корыту, куда тихо подбавляют полужидкое тесто – через шесть часов у вас получится много-много мучного «гороха». Его надо хорошо высушить на печи. Теперь на ощупь это и есть подобие гороха, готовый продукт! Его можно хранить несколько лет, переносить в коробах, как предки, пользуясь им по мере надобности . Достаточно в пропорции один стакан катанки на пять стаканов воды – минут двадцать  пропарить это блюдо на медленном огне, перемешивая. Лучше – делать катанку на птичьем бульоне. Можно в это блюдо  при желании добавить маслица. Ну о-о-чень  оригинальный вкус  у этой катанки! Проверено, так сказать, на себе! Кстати, запивают обычно роговатовцы катанку – особым  гречневым киселем.

       ТАБЕ ОТ МИНЕ!

  Роговатовцы и свадьбы справляют по особому! Песни на них звучат такие, что специалист по фольклору Шурик из «Кавказской пленницы» —  опьянел бы от счастья, как от тостов   с кахетинским!

  У печки, возле загнетки, от имени невесты, вручались подарки – всей родне мужа, начиная от батишшки-матишшки и кончая дядишшки – брата свекра.

  На гулянках, непременно – происходит обряд «уважения» супругов. Получив стакан с самогоном или водкой – жена торжественно протягивает его своему супругу : «Это, мой  Ваничькя , табе от мине!» Не дай бог отвергнуть «обдаренье» — все,  это позор, до развода…Это правило сохранилось во многих местных семьях и сегодня.

         ПРОЩАЙ, ЗАТЕРЯННЫЙ МИР!

  Уезжали из Роговатого под вечер. Надо было спешить. Уже потому, что дорога на Старый Оскол делилась на два отрезка. Первый –  до поворота у  Шаталовки. Заснеженная и трудная трасса, где дорога почти не проглядывалась из-под ледяного наста. И сразу же за поворотом – черный и теплый асфальт шоссе до самого Старого Оскола, где река Оскол всю зиму не замерзает, хотя во всем Черноземье – реки закованы льдом до 60 сантиметров толщины.

   Участницы здешнего фольклорного ансамбля отмечали свое 20-летие. Они  на прощанье пропели свои знаменитые роговатовские «хиты», в том числе «Молодку».

   Молодинькия, хорошинькия, да что ты, молодка, невеселинькия! – врезались в память слова из длинной обрядовой песни, что звучит не менее часа…

  Договорились, что по весне вернусь с хорошим стереомагнитофоном и мы составим  песенный альбом уникальных роговатовских песен.

  Краснел за окном силуэт храма, на фоне сиреневых сумерек. Впереди, по ледяной дороге,  бежала, словно показывала нам дорогу – крупная собака, похожая на  ездовую лайку.

  Мы сидели в машине, очарованные этими прекрасными «рогоногсками», что вобрали в себя аромат и дыхание истории российской культуры.

                           А. ЕЛЕЦКИХ,

 

               Роговатое-Воронеж. 

            


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

3 комментария на ««Роговатое. Затерянный мир»»

  1. Аватар пользователя Максим
    Максим

    Щекуны — группа однодворцев “грубого нрава”, проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н. И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) — локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области). Жители с. Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук ч заменяется на щ: чугунки=щегунки). В “Толковом словаре” В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) — тот, кто говорит ще или що вместо что [15]. Щеканье вообще является типичной чертой ряда южнорусских говоров (в том числе, и саянского говора в Курской области, для которого характерно отсутствие аффрикат и произношение в соответствии ч — мягкого ш, а в соответствии ц — с).
    Москали (т.е. “подчиненные Москве”) — так называют себя жители с. Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается довольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.

  2. Аватар пользователя Максим
    Максим

    Многие крестьяне не могли найти работы на родине, потому уходили на заработки в чужие края. «Плотники села Знаменка работают преимущественно в Острогожском, Коротоякском и Бирюченском уездах, а также в Курской и Харьковской губерниях. В 1874 году из села вышло на плотницкие работы 631 человек, или 80 процентов взрослого мужского населения. Многие крестьяне села Чужиково летом уходили на косьбу в прибрежье Дона. Пастухами-чабанами славилось село Роговатое. На пастьбу скота они отправлялись в округе вплоть до Самарской губернии. Оплата труда рабочего за световой день – поденщину в 1907 году была такая: конному рабочему на харчах наемщика – 89 копеек, пешему – 33 копеек, косцу – 84 копейки, жнице – 47 копеек. Обработка 1 десятины пашни под посев стоила 5 рублей. Корова стоила 50 рублей, свинья – 25, лошадь – 80. Пуд ( 16 килограммов) мяса стоил 3 – 4 рубля, сало 6 – 8 рублей, масло коровье – 12 рублей, масло подсолнечное – 5 – 6 рублей, картофель – 24 копейки, рожь – 1 рубль».

    Примечательно, что мастерство некоторых крестьянских умельцев знали далеко в округе. Вот что сообщается во втором томе «Воронежского юбилейного сборника» за 1886 год: «Из кустарей-экспонентов Воронежской губернии на всероссийской выставке в Москве награждены почетными призами: Пашкова Авдотья – крестьянка с. Роговатое за изготовление чулок и носков, Колесников Аверьян – крестьянин с. Роговатое за изготовление зипунов из белого сукна, весьма хорошего изделия – награжден бронзовой медалью».

    В Солдатском, Городище и Роговатом были маслобойные заводы, а в Знаменке, Дмитриевке и Архангельском – кирпичные. Изготовленные товары крестьяне продавали на местах, а частью вывозили на ярмарки. Наибольшие из них были: Николаевская – 9 мая в селе Знаменка, Владимировская – 23 июня в Дмитриевке, Сержевская – 2 сентября в Роговатом и Георжевская – 23 апреля (по старому стилю) в селе Шаталовка. Много товаров продавалось в Старом Осколе.

  3. Аватар пользователя Галя
    Галя

    Очень интересный обзор! Спасибо!

Добавить комментарий