Жаркое лето Сергея Иванова

ЖАРКОЕ ЛЕТО ХУДОЖНИКА СЕРГЕЯ ИВАНОВА

Холодный осенний туман рассеялся, и обнажил тихую тербунскую деревеньку – Воейково…

Я приехал сюда пофотографировать , сделать новые  иллюстрации для новой книги по истории края.

Резко пахло полынью и переспелыми дикими грушами.

 Грушенька , старая, высокая, была рядом, в отдалении от зарослей клена, – она уже  скинула свои ароматные, переспевшие плоды, и гул ос, клубящихся средь травы — напоминал гудение телеграфного столба на ветру…

Я прошелся по тропинке к поросшему крапивой лугу. Здесь стоял дом барина Поленова. Родственника , по линии матери — известного Героя войны с Наполеоном, боевого генерала Воейкова. Бабушка художника рассказывала о своем заслуженном  деде, приезжая в гости в орловское поместье. И на эти рассказы собиралась все дворовая челядь…

Прошли века, а память о том интересном времени —  все жива… Ее материальные следы еще показывают себя, странным образом…

То крестьянин вывернет из пашни осколок барского фарфорового чайника, то попадется при копке картофеля серебряный, царский полтинник…Оброненный из пиджака гостей барина — в густые травы, когда они , после застолий   затевали играть в чехарду, или просто танцевали, под патефонную музыку…

Я прошел, по росистому, некошеному разнотравью,  мимо укатанных временем развалин господского дома, направился в сторону речушки.

Где то в кустах журчал Олымчик…

 Там, в мочажине, густо поросшей осокой, когда то стояла плотина на реке, у мельницы барина Поленова. Таких плотин тогда – тысячи по Руси, а эта – особенная.

Бывало, сиживали здесь, на летнем прохладном ветерке, в специальной , увитой вьюнком беседке – гости местного помещика.

Здесь жил , разрываясь между делами в Имперском Комитете по Сельскому хозяйству , где он был Заместителем Председателя — Алексей Дмитриевич Поленов, брат великого русского художника, младшенького Василия .

Статский Советник Поленов  был и богатым,  и хлебосольным человекам. По музейным обрывкам и дневниковым записям младшенькой Поленовой – Елены, тоже известной художницы, здесь, у плотины, по датам, собирались и прочие известные живописцы, А. Серов, В. Васнецов, С. Иванов…

Сергей Васильевич Иванов, это вам подтвердят и в Третьяковке, и в Абрамцево, и в музее Поленова – гостил здесь, у Статского Советника А Д Поленова в Воейково – целое лето.

Когда я смотрю в Тербунах на дома Переселенченского центра, то вспоминаю картину Сергея Васильевича Иванова «Переселенка».

 Эта картина писалась художником в 1886 году, в тот самый летний отпуск Иванова в ныне теперь  тербунском Воейково…

Место, где работал художник – это Свечинская,  здесь землями владел кум Поленова – помещик В Г Ветчинин – 1861-/1929/ .родился в имении  отца –  в деревне Свечинской (ныне разъезд Свечинская, Тербунского района) – умер на чужбине в Болгарии, в Варне, в 1929 году.

Ветчинин для художника выделил флигелек, оттуда до запасных путей, где стояли вагоны с переселенцами, ожидая приезда новой партии, было пять минут ходьбы.

Художник договорился со старушкой-переселенкой, и та с большой радостью согласилась попозировать странному человеку, что за хорошие деньги заставил ее сидеть в приоткрытом вагоне для перевозки скота…

 В это же время в гости к брату приехала и Елена, тоже известная художница. Да не одна, с В.Серовым. Придет время – и  В А  Серов вместе с В Д Поленовым объявят бойкот Дому Романовых, после расстрела у Зимнего дворца манифестантов, и призовут художников не брать заказы у Романовых…

Летом 1886 года в Войейково соберутся на дне рождения у  Алексея Дмитриевича много гостей.

Отмечая круглую дату  своего родственника, известного экономиста и географа, мецената и устроителя станции Солдатская, что только в 1904 году на картах будет переименована в Тербуны, все собравшиеся за столом тепло выскажутся о набросках Сергея Иванова к своей картине «Переселенка».

Рассыплется в комплиментах Елена Поленова — живописец, график, сестра В.Д. Поленова. Она училась в Петербурге у П.П. Чистякова и в Рисовальной школе Общества поощрения художников (с 1864), в Париже (1869—70).

 С начала 1880-х гг. жила преимущественно в Москве. Навещая братьев , где находила отдохновение и новые темы для творчества.

 Она примыкала к художественному кружку брата, испытала сильное влияние В.М. Васнецова. Ей этюды к картине С В Иванова «Переселенка» понравились даже тем, что они вызывали подспудный протест ко всему массовому переселению в Сибирь жителей Орловской губернии.

Сама Елена — увлекалась древнерусским и народным искусством, по образцам которого выполняла театральные костюмы для домашних спектаклей. А  тогда она работала  у Мамонтовых (опера «Снегурочка», 1885, с декорациями Васнецова), создавала эскизы росписей и резьбы для мебели и деревянной утвари; кстати, несколько эскизов были нарисованы этим летом 1886 года в Воейково, где она провела две недели августа…

Пройдет время, Елена Дмитриевна  опять посетит Воейково, увидит, как А Д Поленов, став Председателем местного, Березовского Сельхозобщества, учредил в соседней Казинке, где когда то работала большая, канатная фабрика —  маленькую фабрику ковроткачества ( в музее В Д Поленова есть ковер – подарок брату  из Воейково, работы мини ковровой фабрики в Казинке  старшего брата) , а потом,  совместно с Е.Г. Мамонтовой организует а в Абрамцеве столярно-резную мастерскую, занималась керамикой.

И в Воейково, и в Свечинской – Елена Дмитриевна работала, в одно время с С В Ивановым, — она писала пейзажи, отличающиеся эмоциональным и немного сказочным ощущением природы , делала иллюстрации к русским сказкам,…

Сергей Васильевич Иванов закончит свою работу над картиной «Переселенка» уже в Москве.. Но он часто будет вспоминать творческое лето в Воейково и Свечинской…

Верно подмечено критиками, что в то время  ни один художник не отразил в своем творчестве социальные противоречия, конфликты и массовые движения России конца XIX — начала XX века столь широко, непосредственно и страстно, как Сергей Васильевич Иванов.

 

Замечательный живописец и рисовальщик, человек обостренно чуткой совести, он был наиболее прямым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколения, искавших новые формы искусства.

Немало верст и по орловской, и по сибирским губерниям  прошел Иванов, всегда создававший свои произведения по впечатлениям от увиденного.

 Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье ("На новые места", 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться "Христа ради".

Он писал "счастливцев", нашедших место в вагоне для скота ("Переселенка в вагоне", та самая картина, написана им в Свечинке в 1886), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни ("Обратные переселенцы", 1888).

Кстати, сам этюд "Переселенка" создан художником ещё в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

 В.Д. Поленов не зря, выходит,  дал художнику возможность провести лето в Орловской губернии у своего брата А.Д. Поленова.

Там С. Иванов сделал необходимые для картины этюды и зарисовки. Там он отметил день рождение хозяина усадьбы, встретится с коллегами – Е.. Поленовой и А Серовым.

Как и всем произведениям этого самобытного, яркого «народного»  художника, этому этюду свойственны эмоциональная выразительность и глубокая жизненность образов: через открытую дверь средней части товарного вагона видна груженая телега, прикрытая холстом. У двери сидит женщина в белом платье, обхватив руками колени. Безысходностью и безмерной усталостью веет от фигуры с тарой крестьянки, она родом из села Казинка (ныне Заречное).

В 1887 году В.Д. Поленов, купивший этот этюд у Архипова, представил его на жюри ТПХВ, где он был принят и принес автору лестные отзывы.

Я мысленно воссоздаю картины того лета 1886 года.

Вот в экипаже возвращается с пленера Сергей Иванов с Еленой Поленова. Художники устали, но они еще полны впечатлениями, и потому они часто заставляют возницу тормозить: здесь Елена собирает для натюрморта полевые цветы, а вот в этом месте они тихо наблюдают за косуленком, почти что — новорожденным, что доверчиво смотрит в сторону кареты…

Двадцать первый век на дворе. Где то в Интернете можно найти картины наших замечательных земляков Поленовых, полюбоваться другими картинами Сергея Иванова. Но все же картина «Переселенка» — это часть нашей , районной истории.

 Которую не втиснуть ни в какую золотую рамы Вечности.

Я сижу на поваленном дереве у заросшей реки Олымчик.

Где то здесь стояла плотина. И шумели над округой  жернова времени, перемалывая годы, и судьбы.

 

А.Елецких, член СЖ РФ, Председатель ТРНКО «Восхождение»

Ссылки:

А. Ф. Дмитриенко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н. А. Федорова. «50 кратких биографий мастеров русского искусства». Ленинград, 1971 г. Статья А. Ф. Дмитриенко об С В. Иванове.

Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна ПоленоваХроника семьи художников : [письмадневникивоспоминания] / сост. Е.В. Сахаров.

В. Д. ПоленовПисьмадневники,воспоминания — , 2 изд., М.-Л., 1950; В. Д. Поленов, Е. Д. ПоленоваХроника семьи художников, М., 1964; (Т. В. Юрова), В. Д. Поленов. (Альбом), М., 1972. ..

 


Метки:

Комментарии

Добавить комментарий