ЖИВАЯ ВОДА ПРИОЛЫМЬЯ
Стоим на обрыве Барской горы. Тишина. Пахнет переспевшей земляникой. А справа – звенит, шумит , целебный родник…
Вода, как одна из сред человеческого обитания, имела во все времена для его существования необыкновенно важное значение. Воде даже приписывалась способность священнодействия. Рождался маленький человечек, его окунали в купель, умирал- его обмывали, смывая с него приобретенные за жизнь грехи. Водой освящали обрабатываемые участки земли, перед посевом и перед уборкой урожая, новоотстроенные жилища, хозяйственные постройки. Водой отливали болезни, омывали раны после жестоких битв. А пословицы, поговорки, стихи и песни о воде… Вспомним из сказок «живую» и «мертвую» воду. С помощью воды колдовали и ворожили. Стоит ли говорить о том, как ценили наши предки источники воды. Одним из самых больших грехов считалось плюнуть в колодец.
Недавно, на исходе превращения осени в Зиму – рыбачим в Давыдовке. Напротив впадает в Олым звонкий ручей. К нам подходит переселенец из Узбекистана, пожилой рыбак.
Поинтересовался уловом. А потом вздохнул: «Беда, обвалился колодец! А на всю давыдовку их два или три. И ближайший – метров двести. Придет зима – как без колодца? Снег топить?
Говорит, что треть жителей умирающей Давыдовки сейчас ищет тех, кто мог бы или очистить, или выкопать новый колодец. А таких специалистов в Тербунах нет…
Пожилой узбек приехал на родину жены , потому что на его родине – скудная и голодная жизнь, разруха…
Приехал заканчивать жизненный путь у воды. У реки Олыми. Ранее отсюда могли пить воду. После пуска солодовни , после того, как в Олымь попадают фекалии Тербунов – из Олыми пить – глупо…
Вода – священна для славян с испокон веку…Да и сегодня, даже спуская атомный ледокол со стапелей, священник окропит «малой» водой стальную махину, что бы большая вода посреди океана не скрыла его с мачтами. Даже ракета, теперь, унося во вселенную космических путешественников, хранит на своем многотонном теле брызги воды из сосуда священника.
Словом мир для человека, поистине, отразился в капле воды.
Вода- это жизнь. Но существуют источники воды, которые без преувеличения обладают особыми, целебными свойствами. За редкие, уникальные качества воды, люди издревне величали их святыми. На территории нашего Приолымского края имеется немало таких источников. О некоторых из них, и легендах связанных с их существованием мы и расскажем в этом повествовании.
Посредине Барской горы имеется источник «Барский ключ». Вот он, когда то на нем стараниями людей была сначала дворянская беседка, в центре которой был выложен колодец. Потом усадьбу и беседку растащили, но и в 80 е годы здесь воздвигли деревянный шатер. И тоже разрушили. Остался один деревянный столб и тот недавно утащили…
«Барский ключ». О том, что он обладает целебной силой, знали давно. Приезжали сюда из соседних областей- Курской, Воронежской, Орловской, и особенно, говорят, он помогал лечить женские болезни. Были даже паломничества сюда. А так, как ключ находился на территории усадьбы помещика Давыдова, паломничества особо не приветствовались. Паломники селились в стороне от усадьбы, и если барин был в хорошем расположении духа, дозволялось набрать воды из источника.
Рассказывают легенду: когда заболела принцесса Ольденбургская из Рамони, а как и все из рода Романовых она страдала болезнью крови, вылечили ее управляющие Борковского и Рамонского замков с помощью воды из этого родника. Еще говорят, они были оба члены Воронежской секты колдунов, и лечение было несколько жутковатым. Правда или нет, но в воду, которую употребляла для лечения принцесса, должна была добавляться… кровь догодовалого младенца. К тому же, он должен был иметь белокурые волосы, и не иметь на теле ни единого родимого пятнышка.
Как и где они раздобыли несчастного ребенка, и какова судьба его в дальнейшем- никому не известно. Но принцесса излечилась и упоминается, что было это событие уже в начале 20 века.
Рассказывают, водой из этого источника излечился так же один из епископов Задонского монастыря. Это же было еще до существования Тихона Задонского. Так же вода из этого родника послужила созданию «монастырского кваса», который понравился Петру-1. По его велению приезжали сюда монахи с бочками, для изготовления его, и затем из монастыря отряжали квас на Воронежские верфи.
Сейчас источник, как и многие, пришел в запустение. Но, зная его историю и свойства, он стоит того, чтоб вновь возродить его и придать ему особый статус, которого он без сомнения заслуживает.
Интересен такими же лечебными свойствами и ключ у Борковского замка. Его вода помогала при суставных и глазных болезнях, а так же болезнях желудка. Здесь в разное время лечились воевода из Ливен и Воронежский губернатор Чертков. При советской власти он оказался невостребованным. Считалось, если обливаться из- под крана, станешь «…здоровее всех ребят из нашего двора». А раз так, зачем какие- то «святые» источники?
Источник в Тульском, даже несколько раз пытались замуровать, что б не было «водосвятий».
И в Малиновой Поляне известен источник. Рассказывают жители, уже наши современники, как употребляя из него воду, излечилась женщина, приехавшая из Сибири. Причиной ее болезни было радиоактивное облучение.
И видимо недаром с древних времен такие источники человек величал «родниками». За то, что водица их даровала ему здоровье, рождала в нем силы. В благодарность за это, теперь человек должен возрождать родники, как источники здоровья из запустения, которые наши предки нарекали «святыми».
Мы смотрим на просторы, мимо Барской горы проплывают облака, тихие, как мысли сельского священника.
Суетлива жизнь. Перед жарой , немыслимой, тяжкой – здесь, на Барской Горе, пили воду, и рисовали пейзажи десятки художников России, что приезжали на очередной Плэнер…
И они тоже увезли с собой светлый образ Олыми, память о живительной влаге, и запечатленную красоту Тербунского Приолымья…
А. ЕЛЕЦКИХ А КОЛЕСНИК
НА рисунке — вид с Барской горы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.