ТОЧКА НА КАРТЕ: Тульское, но… Липецкое!
АЛЕКСАНДР ЕЛЕЦКИХ
Когда я узнал, что в Липецкой области есть населенный пункт Тульское, удивился. Откуда название такое взялось на липецкой земле? Краеведы местные ответа мне на вопрос так и не дали. Удалось выяснить лишь, что до революции в этих местах князь Мещерский весьма успешно пытался ввести европейскую культуру земледелия. А потом, во времена советские, здесь возник передовой совхоз «Тульский», куда помимо обозначенного выше населенного пункта входило сельцо Голопузовка…Короче говоря, в один из погожих деньков, коими август нас в этом году не обделил, отправился я в Тульское
До места добрался к полудню, когда жара достигла наивысшего пика. В пыли вяло копались куры, по тенистым углам прятались собаки. Под чахлым кустиком, у остановки с крупной надписью «Тульское» дремал старичок. Звук отъезжающего автобуса на минуту вывел его из забытья. Он приоткрыл глаз, задорно прокричал: «А мне не волнует, что ты начальник!» – и снова погрузился в сон…
Чуть поодаль красовалась примета нового века – вагончик, обклеенный яркими рекламными плакатами: местный бизнесмен открыл здесь продуктовый киоск. Торговали печеньем, горячим пивом, той же температуры консервами и еще какой-то снедью. Подошел и больше, конечно, для хохмы спросил тульских пряников…
– А украинского сала в шоколаде, дядя, не хошь? – заулыбалась молодая девица…
Дождавшись, пока два гражданина преклонных лет расплатились за купленные крупу и выпивку, поинтересовался у них, не знают ли, откуда возникло название Тульское?
«Откуда-откуда, из Тулы и возникло, то есть переселилось, значить…» Это было так просто и по поверхности факта, что я невольно улыбнулся.
– Слышь… Вроде как князь Мещерский выиграл три деревни под Тулой в карты у родственника самого Толстого и сюды перявез… – шепотом, как военную тайну, выдал бородатый дедок, который со спины точный Лев Николаевич… Версия интересная, но имеет ли она под собой реальную историческую основу? Сие есть тайна…
У милого изумрудного пруда, где, по словам местных жителей, водятся карпы, плотва и раки, дремали развалины церкви и княжеских складов. От людских глаз весь этот «культурный слой» почти полностью скрыт кустарником и высокими, в человеческий рост, зарослям крапивы. В церковь эту хаживал, сказывают, будущий митрополит Одесский Агафангел, ведь родительский дом его был в семи верстах отсюда, в селе Бурдине…
Рядом с Тульским – знаменитый лес, один из пяти дендрологических памятников природы Липецкой области. Наполовину он рукотворный, корнями из княжеских садов и аллей. В чаще – святой источник, к которому со всей окрестности приезжает православный люд. В советские времена атеисты из местной партячейки неоднократно пытались извести источник, засыпая его строительным мусором, заваливая цементом и глиной. Святой колодец затихал, а через пару лет воскресал, аки былинная птица Феникс.
За прудом и полем – село Стегаловка, где года два библиотекарем работал писатель М. М. Пришвин. Страстный охотник, с друзьями он наведывался и в княжеский Тульский лес, оглашая просторы музыкой псовых охот. Так что места здесь легендарные.
…Совхоз «Тульский» зачах аккурат после августовских событий 1991 года. Всяческого рода приставки вроде ООО или СПК реанимировать его так и не смогли…
В селе когда-то было жителей более тысячи, а сегодня хорошо, если треть от этого количества наберется, да и то по большей части старики. Правда, неподалеку столичные колбасники взялись недавно строить комплекс по производству и переработке свинины. Промышленный монстр сулит и работу, и неплохие зарплаты животноводам. Но только вот деньги за земельные паи господа предприниматели крестьянам тульским выплачивать не торопятся…
Я вернулся к остановке. Старичок все так же дремал в кустах, изредка выкрикивал свои бесстрашные лозунги. На крыше Тульской средней школы птицы мира голуби предавались пернатой любви. Подкатил автобус. Из душного нутра вышла мама с двумя детьми. Пацан лет шести гордо нес новый школьный ранец, подпрыгивая и напевая: «Антошка, давай копать картошку…» До сезона копки картофеля действительно оставалась неделя…
Я сел барином – в салоне кроме нас с водителем был только серый котяра, вольготно развалившийся на полувыцветшей старой шали, в которую, может статься, лет сто назад кутала плечи какая-нибудь из местных красавиц.
Под сдержанное ворчание мотора уплывало за горизонт Тульское, так и не раскрывшее мне тайну возникновения своего имени…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.