ЕСТЬ ПОД ВОРОНЕЖЕМ… ПУСТЫНЯ!
Если внимательно посмотреть на карту Воронежской области, то увидишь и леса, и степи, и болота….А есть ли пустыня?
Многие скажут, что это глупый вопрос. Мол, все знают, что во всем Черноземье нет и не может быть пустыни! Но недавно журналисты В.М. Песков и А.Л. Елецких побывали на самых настоящих песчаных барханах! Даже эти дождливым и холодным летом – температура в тех местах не раз к полудню зашкаливала за 40 градусов по Цельсию.
Об этих растущих барханах, когда-то угрожавшим и части Ростовской области, как выяснилось в недавней поездке автора и В.М. Пескова в Вешенскую, в дом-музей М.Шолохова, шла речь с министром СССР в кабинете Шолохова еще полвека назад… Пески угрожали нашим южным землям. Кто и как остановил барханы?
«АФГАН» ИДЕТ С ВОСТОКА…
На юге Воронежской области есть — пустыня. Настоящие пески, с барханами! Хоть снимай здесь вторую серию «Белого солнца пустыни»!
Конечно, еще полвека назад, она была значительно мощней – пески тянулись с востока, мимо станицы Вешенская, пластаясь желтыми зыбкими языками вдоль Дона-Батюшки…Когда задувал летом «афганец» — заносило и окраины станиц, и воронежские села – Глубокое, Дедовку… Встанут после песчаной бури жители – а песка нанесло по окна…
Главным укротителем этой песчаной пустыни, что сейчас «барахтается» в «поясках» из сосен и березок, с 1956 года здесь был лесничий Березняговского лесничества – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ ОГАРЕВ.
Наш корреспондент А.Л. Елецких, вместе с В. М. Песковым и коллегами из Петропавловки в одной из своих не так уж давних командировок — совершил путешествие по пустыне, а ее остатки сегодня все еще тянутся километров 10-15 длинной и шириной в 3-5 километров с востока…Старожилы уверяют , что , жара в этих песках поднималась до 57 по Цельсию. И что даже в этом холодном отрезке августа, зашкалила до рекордной для центра России температуры – 43 градуса! Как вам такая «сушилка»?
ХОЗЯИН ЖЕЛТЫХ БАРХАНОВ
Заслуженный лесовод России – Григорий Иванович Огарев и в свои 80 лет – бодр и крепок. Вот мы с ним, как «корабли пустыни», бредем по пескам, переваливая через барханы. Солнце «бабьего лета» в середине песчаного царства припекает по-летнему, в полдень – под тридцать, сегодня к тому же — нет даже слабого ветерка…
Григорий Иванович местный. Родом из села Глубокое. Предки – выходцы из псковских земель, несколько веков испытывали дыхание близкой пустыни.
— Мы не рисковали до войны и близко подходить к этим гиблым местам! – вспоминает бывший начальник Березняговского лесничества. — Чуть подует ветер с востока, «афганец» по местному, как вокруг сразу поднимается желтый туман из песка. И – жутко становится! Кругом – тьма песчинок! Лезет в глаза, на зубах скрипит…
Бороться с песками начали с 1905 года. На тихо наседающую пустыню взобрались первые 50 гектаров леса. Лесок стал большим лесом, длиной в 10 километров. Теперь ему век почти, громадные деревья, они сейчас идут под топор – безденежье заставляет лесничество искать выход из кризиса . Вот и появляются «рубки дохода», с гулом валятся вековые сосны…
В роли руководителя Березняговского лесничества Г.И. Огарев пробыл с 1956 года, не только с пустыней боролся, отвоевывая посадками квадрат за квадратом у песчаных просторов. Создал лучший лесопитомник в России, в министерстве дали оценку :«класс- высший».
Росли здесь саженцы сосны и березы, дуба и акации…Был при лесхозе «медовый отдел» — с двухсот ульев накачивали за сезон 10 тонн пахнущего донским разнотравьем целебного меда. Было в те годы работников в лесхозе около восьмидесяти. Кроме ухода за лесом и АВМ установили, аппарат исправно поглощал лапник сосновый и траву с неудобий, выдавая до 8оо тонн ценной витаминной муки. А еще умудрялись делать и поставлять в Калач ящики для сыра и под фрукты.
Но все же самое наглядное достижение Григория Ивановича Огарева – победа над пустыней! Тысячи гектаров леса , квадраты насаждений – не по зубам сегодня «афганцу», что своевольничал на придонских просторах.
ЖИЗНЬ СРЕДЬ ПЕСКОВ
Нынешний клочок пустыни – заперт как в тюрьме. Роль стен и железных решеток играют деревья. Внутри – грустно шепчутся песчинки, осыпаясь с барханов.
Здесь свое сообщество живого. Чахлые островки жесткой травки. Пустынные жуки, что даже в жару умудряются пролететь по раскаленным дорожкам. А в окружающем границы песков березняке сейчас, после дождей, высыпали махонькие подберезовики и дождевики с воробьиные яйца величиной.
Вот почти что верблюжьи следы, очень похоже. Это недавно протопал сохатый. Кроме лосиных следов – лисьи, заячьи и даже волчьи.
— Волков опять развелось много, почти как в довоенные годы !- признавался Григорий Иванович, вспоминая, что приходилось бороться и с волчьей, и с кабаньей напастью. Приходилось даже особые постановления райисполкома издавать, призывать на помощь охотников!
Побеседовав с укротителем придонской пустыни, мы прощаемся. Дом старейшего лесничего утопает в цветах. Вовсю полыхают махровые астры, сквозь листву виноградника свисают черные, сладкие гроздья. Климат здесь довольно мягкий. У некоторых в селе поспевают грецкие орехи и даже диковинка для воронежских широт – персик.
Григорий Иванович на прощание помахал тогда нам рукой. Легко, как в ветерок машут ветвями немного взгрустнувшие по осени березы. Те самые, что помогали остановить неугомонные пески…
Александр ЕЛЕЦКИХ,
Петропавловка –Воронеж.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.