Ожога… на теле
Если проехать по сельским районам Липецкой области, то можно заметить – сколь печальны и пустынны руины местных храмов. И разрушены то они не варварами, не пришедшими на нашу землю иноверцами, а — местными шалопаями, по наущению той силы , что объявила своего картавого вождя божеством. И до сих пор, не предав его труп земле – поклоняется тому, кто повелел считать Православие – «опиумом для народа»…
Помнится. что второй поток разрушения церквей был при Хрущеве, ведь это он объявил на весь мир, что в 1980 году покажет стране последнего попа… И снова – стали скидывать колокола на землю, рушить уцелевшие храмы, запрещать проводить Пасху и иные церковные праздники. И по великим праздникам, по команде сверху, напротив соборов – устраивались комсомолом разгульные игрища, где вместо псалмов и молитв – звучали скабрезные частушки и танцевали пьяненькие строители социализма с непонятным для просвещенной Европы лицом.
Эта история произошла в 1958 году. ЕЕ еще помнят в липком селе Ожога, где церковь уцелела чудом. Там в это время служил отец Петр – выходец из Сибири, из крепкой семьи кержаков, потерпевшей в годы сталинских репрессий.
ПОЗВОНОЧНОЕ ДЕЛО
-Але! Это редакция? – голос в трубке звенел радостно, словно человек выиграл в лотерею автомобиль.
-Да, редакция молодежной газеты «Ленинец»…
-Приезжайте, тут в «трезвяке» поп сидит! В рясе, с крестом, среди алкашей. Говорят, забрали его из ресторана, где он то ли побил кого, то ли зеркало разбил.
Действительно, в стране, где в дни зарплаты половина деревни напивалась в стельку и где журнал «Крокодил» щедро пестрел карикатурами на тему «Зеленого Змия» — священник в вытрезвителе – это была настоящая газетная сенсация. Тем более и обком регулярно тормошил редактора. Требовал проводить среди комсомольцев политику партии — «на войну с религиозным дурманом». Дело по этому звонку могло принести хороший идеологический капитал молодежной газете. Где время от времени выступал очередной научный атеист из института. Популярно разъясняющий молодежи , что Бога нет , потому как Библия – книга очень толстая, ненаучная и написана людьми без академического образования и профессорских степеней. Главный редактор «Ленинца» вызвал к себе заведующего отделом , чтобы срочно дать журналистское задание – написать о попе, что сейчас прозябает в липецком вытрезвителе.
ВСТРЕЧА В РЕСТОРАНЕ
-Какой поп? — недоуменно переспросил сержант, дежурный по вытрезвителю , рассматривая журналистское удостоверение.
-Это не у нас, это тебе надо в КПЗ ехать !- уверенно сказал начальник вытрезвителя, пояснив: «Грех большой – священника вместе с алкашами помещать. Я не разрешил. Взяли попа ведь по звонку сынка одной городской «шишки» , не по делу взяли! Он ведь трезвый совсем. Точно! Ну и отвезли его для разбирательства в КПЗ…»
…Священник сидел в КПЗ вместе с уголовниками. Зэки относились к батюшке с почтением, один даже попросил благословения, громко высказавшись насчет тех, кто даже служителей культа бросает на нары…
-Ничего, батя, образуется…За что хоть тебя забрали? Убил кого или кассу церковную взял? – полюбопытствовал зэк, с фиолетовым Лениным на груди.
-Господи, не за что взяли ведь! – отец Петр судорожно сжимал наперстный крест, оторванный в ресторане от цепочки молодыми негодяями. И он рассказал сокамерникам свою историю. В переполненной КПЗ на полчаса стало тихо…
…В Липец батюшку вызвали в епархию, по делам церковным. От Ожоги до Ельца он ехал долго, затем трясся попуткой до Липецка. В Ельце, на вокзале, едва отлучась , чтобы прочесть расписание автобусных маршрутов , отец Петр обнаружил вернувшись, что кто-то украл его корзину, зря оставленную без присмотра на скамейке. В корзинке была нехитрая крестьянская еда – сало, вареный картофель в мундире, хлеб и початая бутылка домашнего кваса. Голодный и весь продрогший, решив все свои дела, отец Петр устроился в гостинице. Октябрьский день короток , к вечеру батюшка прочувствовал невыносимый голод. Конечно — целый день на ногах, без еды – невыносимо для пожилого, пусть еще и довольно крепкого человека. Все столовые уже были закрыты. Зато неслись вкусные запахи и громкие звуки мелодии из ресторана, куда, в нерешительности постояв у дверей, заглянул отец Петр.
-Наверное, простудился! Подумал священник, ощутив вдруг шум в голове и саднящую боль в горле. Надобно бы сейчас теплого кагору с медом, так ведь я не дома…Он повертел меню в руках, заказал салат, гуляш, затем спросил на всякий случай официантку:
-Дочка, а кагор у вас имеется? А то простыл я , надо бы полечиться как то…
Официантка, и без того удивленная появлением попа в рясе, протараторила «Нету кагора, слабых вин мы не держим. Возьмите – «перцовки», ведь она от простуды – первое дело, мой муж так говорит…»
-Да ну? Ну что же – стакан перцовки, в медицинских целях – не грех…- Сибиряк вспомнил на миг концлагерь под Пермью, куда его вместе с семьей — из вагонов с надписью «лошади» , выгрузили — на радость безбожной силе и комарам , вместе с другими кержацкими семьями. И где он познакомился со своим наставником и учителем — липецким священником Преображенским. Там, в лагерном кошмаре — от простуды жевали смолу хвойных деревьев. Многим – помогало…Теперь вот – «перцовка».
Едва отец Петр принялся за гуляш, как с соседнего стола, где шумно гуляла кампания молодых и хорошо одетых людей, в него полетела пробка из- под шампанского…
-Эй дед, ты оглох! – бросивший пробку в отца Петра стильный парень, с ярко рыжими волосами, кричал на весь зал… — Я тебя спрашиваю – ты настоящий поп или с репетиции театра сбежал?
Священник с укоризной посмотрел на мальчишку, покачал головой и опять переключился на еле теплый гуляш.
-Эй, опиум народный, тебя спрашивают! – закартавила размалеванная девица, целясь зеленым горошком из салата — в рясу священника.
-Жрет за народный счет и помалкивает, твою мать! – захихикал все тот же рыжий парень, подозвав официанта: «Эй, отнеси за мой счет этому длинногривому стакан водки…
Тут отец Петр не выдержал, поднялся , отер бороду салфеткой, подошел к юнцам:
-Стыдно, детки, так себя вести. Грех большой , я ведь вам в отцы гожусь…»
-Ты че – охренел, поп? В какие отцы? У меня отец – в горсовете работает! Понял? А ты, козел длинногривый – пережиток! Вон, товарищ Хрущев обещает , что скоро ни одного попа у нас не будет! Иди отсюда, тоже мне — отец! – парень с силой оттолкнул священника от стола.…Падая, отец Василий , теряя равновесие, ухватился за стол, потянулась скатерть, с шумом полетели на ковер блюда, бутылки и рюмки…
-Ах, сука поповская !- завопил рыжий, вскочил и стал пинать упавшего старика ногами. Зацепил ботинком за цепь, оторвался наперстный крест…
На шум выскочили официантки. Подбежали, пытаясь остановить лютующего наглеца. А тот кричал на весь зал:
-Глянь, поп напился, упал, всю жратву мою нахрен смел! Пьяница длинногривая, скотина!
-Неправда, я ему стакан «перцовки» всего принесла, так он нетронутый еще стоит…-попыталась вмешаться официантка…
-А ты не вмешивайся, сучка! Пускают в ресторан пьяных попов! – орал распоясавшийся начальственный выкормыш.
…Избитый священник выходил из столовой. Вслед ему неслись крики , с угрозами вызвать срочно милицию, чтоб те забрали «алкаша в рясе».
-Господи, зачем я зашел в ресторан?! Потерпел бы от голода, чай не впервые…- Отец Петр массировал отекшее плечо, когда вдруг сзади подкатил милицейский «воронок» и дюжие ребята взяли старика под локти. Один спросил:
-Это вы — тот поп, кто в ресторане посуду разбил…
— Так ведь он меня – толкнул! – попытался запротестовать священник, но его уже втиснули в «клетку» и позади глухо, как винтовочный затвор, щелкнул дверной замок.
… В полной тишине КПЗ отец Петр закончил свой краткий рассказ о визите в ресторан. Зэки недовольно загудели, застучали в дверь:
-За что беспредел, волки поганые , творите! Священника запросто так сюда сунули! Он же совсем без вины! – зэк – «медвежатник», с фиолетовым Лениным на груди — долбил в дверь. Пока в камеру не ворвались трое здоровых милиционеров и не навели порядок, досталось и батюшке…
КОМАНДИРОВКА В ОЖОГУ
В дверь конторы постучали. Агроном Дмитрий, поправив гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка и пробасил : «Входите!»
В кабинет Вошел прилично одетый парень, с чемоданчиком и «ФЭДом» на груди.
-Извините, больше никого сейчас в конторе нет, только ваша дверь открыта…Я — Анатолий Неберов , корреспондент, из «Ленинца». В командировку приехал к вам…»- ладонь у командировочного была потная. Поздоровавшись, он снял фотоаппарат, положил его на стол. Затем корреспондент рассказал Дмитрию о цели визита – написать фельетон о местном попе.
-Об отце Петре? Так он ведь у нас и мухи не обидит! Культурный, обходительный, жалоб на него нет , советскую власть признает. Хоть и в рясе – душевный человек.»- Агроном искренне удивился, рассматривая вошедшего .
Смущаясь, командировочный объяснил, что обком партии настаивает, чтобы после случая в ресторане, где отец Петр стянул скатерть и перебил посуду, как говорится, в пьяном угаре – надо воспользоваться таким…счастливым случаем. Для усиления антирелигиозной кампании, одобренной ЦК и начатой Никитой Сергеевичем Хрущевым . И если обком дает задание – то и строго спросит за четкость его выполнения! – голос командировочного предательски задрожал, выдавая испуг. В разговоре выяснилось, что сам журналист иного мнения. В душе — он не хочет участвовать в этой затее, но главный редактор ждет через неделю фельетон, «обличающий религиозное мракобесие и громящий лично попа Петра из Ожоги.»
-Так что иного написать не могу, себе станет дороже! — командировочный нервно перебирал в руках ремешок фотоаппарата, словно это четки.
Журналист отогрелся в кабинете, вынул блокнот, что-то записал. Потом встал, направился к двери.
-Я в церковь, к отцу Петру, до обеда вернусь…- голос у корреспондента опять предательски дрожал, как у студента перед сдачей экзамена.
ИСПОВЕДЬ
Из двери выглянул еще могучий мужчина, с седой бородой и усталым взглядом.
-Вы ко мне? Проходите…- отец Петр жестом пригласил командировочного в избу. Корреспондента поразило обилие книг. Как в библиотеке – томики стояли на стеллажах, многие книги были с закладками, на этажерке лежала стопка журналов. «Огни Сибири» — прочел командировочный на журнальных обложках.
-Так ведь я сибиряк, до службы гонял плоты, лес долго сплавлял, а потом – рубил лес, на спецпоселении долго жил…- пояснил священник, заметив проявленный интерес вошедшего к «Огням Сибири».
-Вы по какому делу ко мне? – отец Петр тревожно покосился на фотоаппарат, столь редкий в этих местах, удаленных от Липецка.
Четыре часа длилась беседа. Перед глазами корреспондента молодежки разворачивалась суровая судьба людей, что по жестокой воле Сталина, вместе с многими такими же – лишенными прав из-за только одной неистовой Веры к Богу — была вышвырнута с родных гнезд…Он слушал исповедь батюшки, его стенания о безверии и бездуховности, которая уже приводит к хамству и глупости …
-Да разве можно построить счастье на костях и развалинах! — восклицал батюшка, рассказывая, как топили священников вместе с баржами, как расстреливали профессоров из Петербурга. Как в кабинете следователя , под громадным портретом «железного Феликса», пьяные лагерные палачи , глумясь, отрезали мошонку старцу, его духовному учителю — священнику Преображенскому из Липецка…И как тот, истекая кровью, просил своего единственного ученика — продолжить службу Господу, на далекой, но родной ему липецкой земле, откуда были взяты однажды ночью на поругание два брата-священника….
Была поведана и ресторанная история, с комментариями, от которых сжималось сердце корреспондента. Было очевидно, что под рясой скрывалась широкая и добрая человеческая душа.
— Вы нашего кагорчику то попробуйте! А я теперь зарок дал – не пью совсем! – отец Петр угощал гостя, придвигая ему блюдо с яичницей, жареных карасей и бутылку церковного вина.
Вечерело, когда журналист вышел из церковной ограды. Командировочный тоскливо ощущал всю мерзость своего положения . Он был заложником той системы, что отрицая Бога, не отрицала хамство, насилие и ложь. Где-то в далеком Крыму, уже наверняка спал, находящийся , по сообщению ТАСС, уже неделю в отпуске — товарищ Хрущев. Это по его инициативе – местными комиссиями исполкомов — срочно признавались ветхими и закрывались – тысячи русских храмов, простоявших со времен набегов Мамая и Батыя, но падающими ниц -перед нашествием «Красной орды» большевиков.
Впервые за пока еще короткий срок жизни – корреспондент «молодежки» обозримо почувствовал – как хрупок, опасен и лжив этот мир громадной страны. Той великой державы, где можно лишиться свободы всего за одно неосторожно сказанное слово. Провалиться во мрак концлагерей лишь за то, что веришь в Бога, а не в коммунизм, за то, что вместо портретов Ленина, Дзержинского, Хрущева – у тебя в доме красуются лики Иисуса, Божьей Матери и Николая Чудотворца…
ИСХОД
Но через неделю – в «Ленинце» вышел фельетон Анатолия Неберова — на целую полосу. Украшенный крупной карикатурой пьяного попа, грозно размахивающего крестом. Слава Богу, в Ожоге «Ленинец» выписывали только в конторе. Этот номер газеты первым, к счастью, прочитал Дмитрий. Агроном ошарашено отложил газету, затем взял со стола ножницы, и быстро превратил «Ленинец» в тонкие полоски бумаги.
…Костерчик прогорел быстро, огоньки зло вспыхивали, потухая. Иногда ветер уносил к забору длинную белую полоску. А стоящий у потухшего костра Дмитрий смотрел вперед, на ожогинский храм. Глядел на него с одной горькой думой – устоит ли это прекрасное здание, построенное еще его дедами? .. И ли все же, как недавно в селе Царево, Борках, Каменке, Солдатском или Тербунах – опустеет. А то и рухнет, под напором страшной, неумолимой силы агрессивного безбожия.
Осеннее солнце высвечивало здание храма. От этого он выглядел гигантской белоснежной свечой, озаряющей этот суетный мир, полный лжи и насилия.
Александр ЕЛЕЦКИХ
Тербуны- Ожога –Воронеж.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.