ПРИВЕТ ОТ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА!
В России склероз подкрадывается незаметно. Кажется , еще вчера помнил цвет ее глаз, ее голос и марку часов на ее тонкой ручки пианистки, а назавтра — все растаяло в тумане воспоминаний, где память бьется как рыба об лед, но цвета, формы и запахи напрочь забыты…Но самая затяжная и прогрессирующая болезнь в России -склероз политический. То мы вдруг оригинально забываем все хорошее до революции- победы царей на море и на суше, создание великой Империи, то вдруг все послевоенные деяния тонут в склерозе, истинно политического происхождения .И только мотки вырастающей из сознания гулаговской проволоки колют нас, еще не до конца господ и уже не полностью товарищей…
И все эти мысли пришли ко мне после посещения удивительного музея –усадьбы «Край Долгоруковский», что в двух часах езды от Воронежа…
КАК ХРИСТЕНКО МУЗЕЙ-УСАДЬБУ ДЕЛАЛ
Райцентр Долгоруково известен, как родина промышленного плодоводства. В местном «христенковском» музее есть старинный дореволюционный плакат, где мадам А .А.Быханова с сыновьями объявляет желающим на выбор 5О МИЛЛИОНОВ САЖЕНЦЕВ ПЛОДОВЫХ деревьев , словно речь идет о сборе желудей. Здесь и до сих пор существует, с трудом поддерживая репутацию основоположников — Быхановых плодосовхоз «Тимирязевский». Где сегодня из более чем тысячи гектаров садов полностью задействованы крохи. Но речь о другом — З2 года назад в Долгоруково директором музея назначили Ивана Александровича Христенко, еще не представляя, какую бурную и кипучую деятельность он может развить, этот бывший лектор райкома партии…
Директор оказался сюрреалистом советской школы. Здание, в котором когда-то хлопали мухобойками и щелкали костяными щетами работники райфинотдела, было просторно, но недостаточно для сюрреалистических идей художника Христенко. Вскоре вокруг изукрашенного барельефами и горельефами здания перед обалдевавшим местным населением стали по булгаковски четко творится всякие милые чертовщинки- то вдруг появится рукотворный князь Долгорукий, с соблюдением пропорций скульптурно озабоченного лица .То вдруг громадный генерал-майор Русиянов кажет цементное выражение глаз, то возникнет Маргарита и Мастер, причем Маргарита летящая без метлы. А то и сам Козьма Прутков, придуманный персонаж братьев Жемчужниковых, иронически глянет на вас с высоты постамента….Вскоре и сам музей и его пестрый дворик стали единственной в стране Кунсткамерой. Где сплав советского модерна и , пардон, славянского нахальства явил собой настоящий шедевр музея , где коммунистические идеи пытаются присоседиться то к христианской морали, то к экологической наук .Являя собой взрывоопасную, но явно философскую смесь. И автор у всего этого буйства музейных диковин только один — Иван Александрович Христенко.
КАК ДИРЕКТОР СДЕЛАЛ ЕДИНСТВЕННУЮ В МИРЕ ИКОНУ ИЗ ТОВАРИЩА ЗЮГАНОВА
Так как товарищ Христенко имеет мандат номер 273 Экологического Интернационала, то он сначала начал проповедовать идею живых новогодних елок, сея всеобщую ненависть к лесникам. К этим гражданам, кто как безумцы, рубят под самый корешок миллионы елочек, враз превращая их в капиталистический товар. И вокруг этих загубленных, мертвых деревьев, еще недавно испускавших кислород и хвойные смолы — бездумно прыгают еще вчера советские дети. Короче — этот туземный обряд живых вокруг мертвого дерева очень заботил эколога-интернационалиста. Но более всего его заботил принцип КОММУНИСТИЧНОСТИ природы, ведь если Солнце одно на всех (хоть светит по разному для негров и алеутов) то необходимо, по мнению директора, проводить в жизнь КОММУНИСТИЧЕСКУЮ идею, пусть и при помощи Иисуса Христа, породненного в долгоруковском музее с товарищем Зюгановым и мелким буржуа Карлом Марксом .Кроме того- это уникальный музей, где сработана единственная в мире рукотворная, пока не мироточивая икона Святителя Мира Геннадия Зюганова. Правда, основа иконы- портрет из цветной газеты «НЕ дай Бог!», где Зюганов предстает в образе щедринского Органчика, с ключом для завода агиток в черепной коробке. На это стоит поглядеть, приехав даже из столицы! Святой Зюганов очень смотрится, глядя на вас карикатурным взглядом из иконного оклада…
МОЖНО ЛИ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?
Дело в том, что земля долгоруковская — родина многих славных фамилий и дел. Взять Козьму Пруткова, этого русского мыслителя, сработанного братьями Жемчужниковыми вместе с Алексеем Толстым…Оказывается, что историческая родина Козьмы- долгоруковская Павловка, где летом 1851 года, поупражнявшись в изящной словесности – братья создали жемчужину острословия и славянской афористичности. Вот почему высится рукотворная башня в музейном дворе, где цементные руки пытаются все же объять необъятное, под взглядами скульптурных князя и княжны Долгоруковых. И теперь, на заповедной территории «Усадьба Павловка» ежегодно проходят, стараниями Христенко, майские Всероссийские Прутковские чтения. И только за эту инициативу автор готов простить директору его отъявленную «левизну» с иконой зюганоподобного Органчика…
Кстати, в следующем году Козьме Пруткову исполнится 150 лет, к этой дате директор Христенко, пониженный местными ревнителями демократизма от культуры до смотрителя музея- готовится очень ответственно. Стараясь зрить в корень.
КАК ХРИСТЕНКО ПЕРЕСТРОЙКУ МУЗЕЯ ВЕЛ
Несмотря на свою «левизну» , директор музея З2 года подряд осознавал губительность партийных перегибов и перекосов. Сначала , обругав в местной газете капиталиста садовода Быханова, Иван Александрович сам пришел к пониманию сущности «неграбительности» капиталиста, что основал здесь первую структуру в России промышленного садоводства. Вскоре вчерашний лектор КПСС стал превозносить (подумать страшно!) роль князя и княжны Долгоруковых в отечественной истории. И вот уже музейный экспонат — в виде поручика Галицына -становится в ранг любящего страну-Россию гражданина, который схлестнулся в гражданской войне с красноармейцем, лапотником и голытьбой.
Ведя перестройку музея-усадьбы нынешний смотритель , поколоритнее пушкинского станционного смотрителя, додумался до полного троцкизма — с эсэровским подтекстом — вылепил из папье-маше страшенную от колхозного бремени крестьянку, горбатую от «трудодней».С комментарием, от которого за версту веет безысходностью коллективизации: «И в конце года крестьянка приходит за расчетом по трудодням. А ей председатель говорит: Мне нечего дать на ваши трудодни…И они, бесплатные трудодни, складываются в тяжелую ношу, которая в итоге развалила колхозы…»
ОРИГИНАЛЬНАЯ КУНСТКАКМЕРА
В этом музее собраны самые яркие идеологические заблуждения прошедшего века .Здесь и только здесь на всей планете Земля можно найти барельеф, где на спине стоящего на карачках Горбачева стоит Ельцин и теннисной ракеткой разбивает КПСС на куски. Только в лолгоруковском музее есть символ стахановского агиточного «рая»– квартира стахановки Зуевой из совхоза «Тимирязевский», с убогими вещами крестьянского быта, от которого веет большевистким средневековьем лозунгов «мир- хижинам, война- дворцам!». Или « каждому по его труду!»…
Художник И .В.Космин, литераторы Жемчужниковы, музыкант , сын помещика Василенко, поэт Шацких, генерал Русиянов- все они породнены с долгоруковской землей и все они воспеты Иваном Александровичем Христенко, что своими руками делал папье-маше, рисовал, чертил, мешал цементный раствор, с упрямством горца лазил по строительным лесам…
ПРОЩАНИЕ С МУЗЕЕМ
Сегодня местные работники культуры , несогласные с «колыбелью долгоруковского образа Козьмы Пруткова» и идеями Христенко создали (новая «сладкая парочка»?) второй РАЙОННЫЙ музей, но не в райцентре, а в селе Стрелец. Забрав из музейных христенковских фондов даже артеллерийскую пушку, с помощью которой наши вышибали немцев из Долгоруково.. После чего — административными методами постарались вышибить и директорское кресло из под неудобного и слишком инициативного Христенко.
«Да он сдвинулся, на своем музее!»- с досадой сказал мне культработник, забывая о том, что все русские музеи и процветали благодаря «сдвинутости» чудаковатых основателей и директоров.
«Он очень много дал району, Он создал уникальную Кунсткамеру, все своими руками, все в дом тащат, а он- из дома»- это мнение другого жителя райцентра.
Конечно, мне понятны страхи и заботы смотрителя .Нет ничего проще и глупее, чем в одночасье разрушить и сломать «непонятную лепнину» и прочие «сюрреалисткие чудачества» , сработанные за 32 года руками одного человека . Возможно, что подспудно дело даже не в музее- просто стоит бывшее здание райфинотдела в центре Долгоруково. И если сначала избавиться от Христенко, то завтра можно перевезти все «приемлемое» в музей-дубляж в Стрелец . А потом, ничтоже сумняшеся ( о, проникновенная искомая цель!) – сломать эти поразительные для глаз творения, все эти дворцы и скульптуры. А на освободившейся площади заняться коммерцией — центр ведь села, бойкое место, аж слюнки текут у некоторых с виду вполне культурных бизнесменов..
Для меня музей-усадьба- лучший в мире памятник эпохи социализма, с его маузером в руке и буденовкой на голове педагога Макаренко. И это удивительное, наиценнейшее для истории нашей творение, дело рук ОДНОГО энтузиаста — достойно и восхищения, и сохранения.
Приезжайте в Долгоруково! И вы можете увидеть и пощупать ХХ век , ужаснуться и удивиться одновременно,
.
. Так неужели мы опять заболеем политическим склерозом и вычеркнем из памяти чудесную Кунсткамеру, забыв призыв местного Козьмы — бдить и зрить в корень…
Господи, не дай нам опять наступить на грабли!
Александр ЕЛЕЦКИХ, фото автора.
Долгоруково-г Воронеж
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.