Газета «Труд». Привет от Козьмы Пруткова!

 

ПРИВЕТ ОТ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА!

 

  В России склероз подкрадывается незаметно. Кажется , еще вчера  помнил цвет ее глаз, ее голос и марку часов на ее тонкой ручки пианистки, а назавтра — все растаяло в тумане  воспоминаний, где  память бьется как рыба об лед, но цвета, формы и запахи напрочь забыты…Но самая затяжная и прогрессирующая болезнь в России  -склероз политический.  То мы вдруг оригинально забываем все хорошее до революции- победы царей на море и на суше, создание великой Империи, то вдруг  все послевоенные деяния тонут в склерозе, истинно политического происхождения .И  только мотки  вырастающей из сознания гулаговской проволоки колют нас, еще не до конца господ и уже не полностью товарищей…

И все эти мысли пришли ко мне после посещения удивительного музея –усадьбы «Край Долгоруковский», что в двух часах езды от Воронежа…

       

КАК ХРИСТЕНКО     МУЗЕЙ-УСАДЬБУ  ДЕЛАЛ

Райцентр Долгоруково  известен, как родина промышленного плодоводства. В местном  «христенковском»  музее есть старинный дореволюционный  плакат, где  мадам  А .А.Быханова с сыновьями объявляет желающим на выбор  5О МИЛЛИОНОВ САЖЕНЦЕВ ПЛОДОВЫХ  деревьев  , словно речь идет о сборе желудей. Здесь и до сих пор существует, с трудом поддерживая репутацию основоположников — Быхановых плодосовхоз «Тимирязевский». Где сегодня из более чем тысячи гектаров садов  полностью задействованы крохи. Но речь о другом — З2 года назад в Долгоруково директором музея назначили Ивана Александровича Христенко, еще не представляя, какую бурную и  кипучую деятельность он может развить, этот бывший лектор райкома партии…

Директор оказался сюрреалистом советской школы. Здание, в котором когда-то хлопали мухобойками и щелкали костяными  щетами работники райфинотдела, было просторно, но недостаточно для сюрреалистических идей художника Христенко. Вскоре вокруг изукрашенного барельефами и горельефами здания перед обалдевавшим местным населением стали  по булгаковски четко творится всякие милые чертовщинки- то вдруг появится рукотворный князь Долгорукий, с соблюдением пропорций скульптурно озабоченного лица .То вдруг громадный генерал-майор  Русиянов кажет цементное выражение глаз, то  возникнет Маргарита и Мастер, причем Маргарита летящая без метлы. А то и сам Козьма Прутков, придуманный персонаж братьев Жемчужниковых, иронически глянет на вас с высоты постамента….Вскоре и сам музей и его пестрый дворик стали единственной в стране Кунсткамерой. Где сплав советского модерна и , пардон, славянского нахальства явил собой настоящий шедевр музея  , где коммунистические идеи пытаются присоседиться то к христианской морали, то к экологической наук .Являя собой взрывоопасную, но явно философскую смесь. И автор у всего этого буйства музейных диковин только один — Иван Александрович Христенко.

 

КАК ДИРЕКТОР СДЕЛАЛ ЕДИНСТВЕННУЮ В МИРЕ ИКОНУ ИЗ ТОВАРИЩА ЗЮГАНОВА

Так как товарищ Христенко  имеет мандат номер 273 Экологического Интернационала, то он сначала начал проповедовать идею живых новогодних елок, сея всеобщую ненависть к лесникам. К этим  гражданам, кто как безумцы, рубят под самый корешок миллионы елочек, враз превращая их в капиталистический товар. И вокруг этих загубленных, мертвых деревьев, еще недавно испускавших кислород и хвойные смолы — бездумно прыгают еще вчера советские дети. Короче —  этот туземный обряд живых вокруг мертвого дерева  очень заботил эколога-интернационалиста. Но более  всего его заботил  принцип КОММУНИСТИЧНОСТИ природы, ведь если Солнце одно на всех (хоть светит по разному для негров и алеутов) то необходимо,  по мнению директора, проводить в жизнь КОММУНИСТИЧЕСКУЮ идею, пусть и при помощи Иисуса Христа, породненного в долгоруковском музее с  товарищем Зюгановым и мелким буржуа Карлом Марксом .Кроме того- это уникальный музей, где  сработана единственная в мире рукотворная, пока не мироточивая икона  Святителя Мира Геннадия Зюганова. Правда, основа иконы- портрет из цветной газеты «НЕ дай Бог!», где Зюганов предстает в образе щедринского Органчика, с ключом для завода агиток  в черепной коробке. На это стоит поглядеть, приехав даже из столицы! Святой Зюганов очень смотрится, глядя  на вас карикатурным взглядом из иконного  оклада…

МОЖНО ЛИ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?

Дело в том, что земля долгоруковская  — родина многих славных фамилий и дел. Взять Козьму Пруткова, этого русского мыслителя, сработанного братьями Жемчужниковыми вместе с Алексеем Толстым…Оказывается, что историческая  родина Козьмы- долгоруковская Павловка, где летом 1851 года, поупражнявшись в изящной словесности – братья создали жемчужину острословия и  славянской афористичности. Вот почему высится рукотворная башня в музейном дворе, где цементные руки пытаются все же объять необъятное, под взглядами скульптурных князя и княжны Долгоруковых. И теперь, на заповедной территории «Усадьба  Павловка» ежегодно проходят, стараниями Христенко, майские Всероссийские Прутковские чтения. И только за эту инициативу автор готов простить директору его отъявленную «левизну» с иконой зюганоподобного Органчика…

Кстати, в следующем году Козьме Пруткову исполнится 150 лет, к этой дате директор Христенко, пониженный местными ревнителями демократизма от культуры до смотрителя музея- готовится очень ответственно. Стараясь зрить в корень.

КАК ХРИСТЕНКО ПЕРЕСТРОЙКУ МУЗЕЯ ВЕЛ

Несмотря на свою «левизну» , директор музея З2 года подряд осознавал  губительность партийных перегибов и перекосов. Сначала , обругав  в местной газете капиталиста садовода Быханова,  Иван Александрович сам пришел к пониманию сущности  «неграбительности» капиталиста, что основал здесь первую структуру в России промышленного садоводства. Вскоре  вчерашний лектор КПСС  стал превозносить (подумать страшно!) роль князя и княжны  Долгоруковых в отечественной истории. И вот уже музейный  экспонат —  в виде поручика Галицына -становится в ранг любящего страну-Россию гражданина, который схлестнулся в гражданской войне с красноармейцем, лапотником и голытьбой.

Ведя перестройку музея-усадьбы   нынешний смотритель , поколоритнее пушкинского станционного смотрителя,  додумался до  полного троцкизма  — с эсэровским подтекстом —  вылепил из папье-маше  страшенную от колхозного бремени крестьянку, горбатую от «трудодней».С комментарием,  от которого за версту веет безысходностью коллективизации: «И в конце года крестьянка приходит за расчетом по трудодням. А ей председатель говорит: Мне нечего дать на ваши трудодни…И они,  бесплатные трудодни, складываются в тяжелую ношу, которая в итоге развалила  колхозы…»

ОРИГИНАЛЬНАЯ КУНСТКАКМЕРА

В этом музее собраны самые яркие идеологические заблуждения прошедшего века .Здесь и только здесь на всей планете Земля можно найти барельеф, где  на спине стоящего на карачках Горбачева стоит Ельцин и теннисной ракеткой разбивает КПСС на куски. Только в лолгоруковском  музее  есть символ стахановского  агиточного «рая»– квартира стахановки Зуевой из совхоза «Тимирязевский», с убогими вещами крестьянского быта, от которого веет большевистким средневековьем лозунгов «мир- хижинам, война- дворцам!».  Или « каждому по его труду!»…

Художник И .В.Космин,  литераторы  Жемчужниковы, музыкант , сын помещика Василенко, поэт Шацких, генерал Русиянов- все они породнены с долгоруковской землей и все они воспеты  Иваном Александровичем Христенко, что своими руками делал папье-маше, рисовал, чертил, мешал цементный раствор, с упрямством горца лазил по строительным лесам…

ПРОЩАНИЕ С МУЗЕЕМ

Сегодня местные работники культуры , несогласные с «колыбелью долгоруковского образа Козьмы Пруткова» и идеями Христенко создали (новая «сладкая парочка»?) второй РАЙОННЫЙ музей, но не в райцентре, а в селе  Стрелец.  Забрав из музейных христенковских фондов даже артеллерийскую  пушку, с  помощью которой наши вышибали немцев из Долгоруково.. После чего —  административными методами  постарались вышибить и директорское кресло из под неудобного и слишком инициативного Христенко.

«Да он сдвинулся, на своем музее!»- с досадой сказал мне культработник, забывая о том, что все русские музеи и процветали благодаря «сдвинутости» чудаковатых основателей и директоров.

«Он очень много дал району, Он создал уникальную Кунсткамеру, все своими руками, все в дом тащат, а он- из дома»- это мнение другого жителя райцентра.

Конечно, мне понятны страхи и заботы смотрителя .Нет ничего проще и глупее, чем в одночасье  разрушить и сломать «непонятную лепнину» и прочие «сюрреалисткие чудачества» , сработанные за 32 года руками одного человека . Возможно, что подспудно дело даже не в музее- просто  стоит бывшее здание райфинотдела в центре Долгоруково. И  если сначала избавиться от Христенко, то завтра можно перевезти все «приемлемое» в музей-дубляж в Стрелец . А потом,  ничтоже сумняшеся ( о, проникновенная  искомая цель!) – сломать эти поразительные для глаз творения, все эти дворцы и скульптуры. А на освободившейся площади заняться коммерцией — центр ведь  села, бойкое место, аж слюнки текут у некоторых  с виду вполне культурных бизнесменов..

      Для меня музей-усадьба- лучший в мире памятник эпохи социализма, с его маузером в руке и буденовкой на голове педагога Макаренко. И это удивительное, наиценнейшее для истории нашей творение, дело рук ОДНОГО энтузиаста — достойно и восхищения, и сохранения.

Приезжайте в Долгоруково! И вы можете увидеть и пощупать ХХ век , ужаснуться и удивиться одновременно,

.

. Так неужели мы опять заболеем политическим склерозом и вычеркнем из памяти чудесную Кунсткамеру, забыв призыв местного Козьмы —  бдить и зрить в корень…

Господи, не дай нам опять наступить на грабли!

  Александр ЕЛЕЦКИХ, фото автора.

   Долгоруково-г Воронеж