Колдовское Черноземье

Александр ЕЛЕЦКИХ

От летунов до шептунов

Когда-то Воронежскую область заселяли колдуны высшего пилотажа, их звали "летунами". Современные маги все чаще скатываются до примитивных заговоров и черной порчи. 

Николай Васильевич Гоголь, написавший в своей знаменитой повести "Ночь перед Рождеством", что ведьма Солоха вылетала из трубы, не слишком грешил против истины. История оккультизма знает немало колдунов-летунов. Имелись таковые и в Воронежской области. 

"Конема-тографьев" едва не побили 

Целая секта колдунов, занимающихся полетами по воздуху или, выражаясь современным языком, левитацией, в позапрошлом веке проживала в селе 2-е Новоникольское. Это была тайная замкнутая организация, которая принимала иное толкование Библии и говорила, что Бог дал истинно верующим способность "воспарять на воздусях, аки птицы". Один из местных колдунов по кличке Крылан мог не только сам перемещаться по воздуху, но даже умел передвигать предметы: стога сена, повозки, домашних животных. В местной летописи имеется запись, как 23 августа 1891 года старушки, шедшие на богомолье, видели Крылана, летящим над большаком. 

Паранормальные способности "летунов" взбудоражили не только сельчан — забеспокоились власти. Началось расследование. Всех замеченных в "экстремальщине" во главе с Крыланом переселили под Астрахань. По сей день два села с воронежскими переселенцами местное население считает "колдовскими". 

После Октябрьской революции 1917 года, как это обычно и бывает в периоды смуты, страну заполонили маги, колдуны и предсказатели — оккультизм вошел в моду. В Воронежской губернии появились "спиритические клубы". А в двадцатых годах к нам из столицы прибыла делегация кинематографистов в составе семи человек. Она тоже прослышала о знаменитых воронежских летунах и решила их запечатлеть для истории. 

Когда кинематографическая группа приехала во 2-е Новоникольское, жители села были заняты первым весенним выгоном скотины. Как известно, этого праздника всегда ждут с нетерпением и обычно сопровождают его многими обрядами. Вот и на этот раз на середину главной сельской улицы вышел пастух, держа перед собой пучок освященной вербы, свечку и иконку… 

-Вам чего тут надо? — неласково встретили местные столичных гостей. 

— Да вот, мы слышали, что есть у вас "летуны". По воздуху могут сами летать… 

— Так это ребята Крылана. Долетались они, их за Волгу услали. Пока ни один еще назад не прилетел, — усмехнулись сельчане. 

— И что, никого из "летунов" не осталось вовсе? — упали духом москвичи. 

— Может, и есть такие. Но тайные, потому как летать — это таинство, это не всем можно. Так что езжайте к самому Крылану, если тот жив, под Астрахань! 

Тем не менее, гостям все же удалось кое-что разузнать о том, чем занимались Крылан и его "детушки". К примеру, на Пасху по утрам многие жители видели на крышах своих домов корзинки с крашенными пасхальными яйцами. А под Рождество Крылан летал по дворам и стучал клюкой по печным трубам — "проздравлял" нечистый… 

Расспросы любопытных москвичей в конце концов вывели из себя местных жителей и непрошенным гостям приказали (цитата из отчета научно-кинематографической комиссии) "убираться со своими дьявольскими машинками — "конематографьями" по добру по здорову, пока вас самих не подняло на воздух, да не треснуло". Пришлось спасаться бегством. 

Неужели друиды? 

В селе Красный Лог Каширского района, которому недавно исполнилось 240 лет, была своя группа колдунов. Примерно 160 лет назад это село, якобы, созданное на месте древнего поселения друидов, под праздники наводняли смотрельщики, самосжигатели и скопцы. Звучали каличьи песни, в домах местных колдунов собирались тайные посиделки. 

"С теремов верхи повалялись, в погребах питья всколебались", — доносились слова из заговоров "вещунов", которых причисляли к служителям нечистой силы. 

Выходцы из Красного Лога — волочебники — ходили по дворам Воронежской губернии с подхватниками и пели "вещие песни", пританцовывая и стуча посохами. Считалось, что если обидишь "вещуна" — обязательно случится беда. 

Есть мнение, что Красный Лог в древности заселили друиды. Схолиаст обозначал их как славян южно-русов. Эти люди семейными кланами расселялись по Дикому полю, кочевали особняком, говорили по-русски и пользовались дурной славой колдунов. Потому их даже не трогали ни татары, ни иные кочевники. По преданию, колдуны, певшие заклинания, наговоры и вещавшие о будущем, посещали далекие страны, их окружал мифический свет родства с потусторонним миром. 

На дальнем холме у Красного Лога, издревле, еще до XVII века, был установлен ритуальный камень, окрашенный в алый цвет (потому и Лог — Красный). Там по особым дням собирались "кличать връху, послушати земли голоса" колдуны-кликуны, вещуньи и прочие, как бы сказали сегодня, специалисты по оккультизму. Отдельно работали бортники-утеклецы, волхвы, кудеяры. 

Особое место на этих шабашах занимали женщины с друидскими корнями: старая чадь бабы, лихия бабы-чародейки, ведьмы, колдуньи, бабы-яги и кликуши-бесноватыя… 

Колдуны мутируют 

В России августовская и октябрьская "бархатные" революции вновь открыли простор для волхвов и чародеев. В конце 80-х начале 90-х годов колдуны, пасующие руками и заряжающие трехлитровки с водой, заселили даже телеэкраны. Сейчас наступило некоторое охлаждение, интерес к проявлениям паранормальной энергии упал. Современные кудесники и кудеяры стали мутировать, опускаясь до самых низких уровней к сатанистам и шептунам. В Воронеже даже появилась группа лиц, поклоняющаяся мифическому мексиканскому богу Грибов, уверовавшая, что все люди произошли от верховного божества в форме Гриба всего Мира. 

Впрочем, Воронеж всегда был и остается таким городом, где колдуны и маги чувствуют себя как дома. Не зря председатель Ордена колдунов и магов России Юрий Тарасов, уроженец, между прочим, Грибановского района Воронежской области, сделал заявление: "Воронеж — это столица российской магии". Так что, выходит, не случайно Воронеж и ворожба — слова созвучные.