Андрей ОКУЛОВ,
наш корр. Берлин.
Мастер с Канонерской
Мастер направил струю огня на кучку серебряных опилок и обрезков разной величины, что лежала на асбестовом коврике. Металл сначала потемнел, случайные ворсинки вспыхнули. Обрезки почернели, потом стали оранжевыми и начали плавиться.
Как раз в этот момент зазвонил телефон.
Мастер смачно выругался, но прерывать процесс не стал. Да и не мог бы, без отвратительных для дела последствий. Металл как раз начал стекаться в одну большую каплю.
Мастер схватил со стола старый ржавый надфиль и помог присоединить к большой капле расплавленного серебра, каплю поменьше, что начала «страдать сепаратизмом»: отделилась в маленький никчемный кусочек. Таковой был ему совершенно ни к чему.
Он на всякий случай провел пламенем по капле и выключил горелку. Теперь он быстро схватил небольшую, заготовленную заранее стальную пластинку, бывшую некогда плоским напильником, и прижал серебряную каплю к асбесту. Металл моментально сплющился и тут же начал остывать. Нужный эффект был достигнут.
Мастер подцепил плоскую серебряную каплю плоскогубцами и перевернул.
— Да, то, что надо. Теперь путь сама остынет, а то еще закалится…
Он положил ее на прикрепленные к углу стола тиски: на массивном холодном металле она должна была остыть быстрее.
Стеклянная банка с раствором кислоты стояла на дальнем углу все того же широкого стола. Удивительно, как один человек мог разбираться во всем этом хаосе самых разнообразных инструментов и случайных приспособлений. Но он был МАСТЕР…
— Так, охладился. Теперь кислота…
Он схватил слиток пинцетом и аккуратно, избегая опасных брызг, погрузил его в банку с кислотой. На концах щупалец пинцеты были напаяны медные окончания, — чтобы не испортить сталь, и не допустить ненужного налета на изделиях из драгметаллов. Слиток тихо опустился на дно. Мастер вытер руки и достал сигарету.
Он долгие годы работал в одиночестве, отчего незаметно начал разговаривать сам с собой. Когда один из знакомых удивился этой манере, он только улыбнулся:
— Приятно поговорить с умным человеком!
Он задумчиво пощипывал себя за седую бороду и рассматривал слиток, лежащий в банке с зеленоватой кислотой.
— Да, дужку придется делать отдельно. Камня не надо, рисунок будет ажурный. Выпиливать. Остались ли у меня пилки нужной толщины? Должны быть. Все зависит от рисунка. Она обещала принести сегодня. Интересно, зачем ей такое кольцо? Ладно, вроде, платит наличными. Но по-другому ему заплатить было просто нельзя.
Он достал бляшку пинцетом из банки и отнес его на кухню. Включил воду и подставил изделие под струю.
Промыл, вытер бляшку замусоленной тряпкой, и вернулся в комнату. Или — в мастерскую? Его квартирка давно уже была мастерской с бесконечными вспомогательными помещениями.
Он взял со стола надфиль и сделал на одной стороне серебряной бляшки небольшой надпил.
— Теперь не перепутаю, где у нее зад и перед. Правильным концом ее прокатаю в вальцах. А то пойдет «металлический ворс». Заготовка будет как щетка: снова переплавлять придется…
Он разомкнул небольшие вальцы, которые были прикреплены на краю необъятного стола, засунул серебряную плашку между валиками, завинтил винт, и с трудом пропустил заготовку между ними. Потом еще раз.
Включил горелку и отжег бляшку на листе асбеста.
— Ну, теперь пусть остывает…
На улице раздались шаги по металлической лестнице, затем – осторожный стук в дверь.
Мастер зашлепал тапочками к выходу.
— Кто там?
Хрипловатый женский голос отозвался:
— Валерий Петрович? Я от Савелия Ивановича. Я звонила, но никто не подходил….
— А-а-а… Сейчас открою…
Мастер с усилием повернул в железной двери старый ключ.
На пороге выросла долговязая фигура блондинки с распущенными волосами.
— Проходите! Вы Светлана?
Женщина виновато улыбнулась, вытерла ноги и вошла в прихожую.
— Вас не сразу найдешь… Эта лестница во дворе, которая ведет прямо в стену. Еще и снег прошел. Мокрый, я на железных ступенях чуть не поскользнулась.
— Да вы проходите… У меня здесь и прихожая и кухня. А в соседней комнате мастерская. Я один живу, мне много не надо. Да и уезжать собрался.
Светлана стряхнула со своих распущенных волос непрошенные снежинки.
Мастер замахал руками:
— Раздеваться не надо! Здесь не очень тепло. Можете только пальто расстегнуть…
Женщина кивнула и последовала его совету, расстегнув свою куртку защитного цвета.
Ее нельзя было назвать красивой или симпатичной. Ее вид скорее вызывал сочувствие и настороженность одновременно.
Блеклая блондинка, худое лицо, выцветшие глаза. Тяжелые военные башмаки с широкими подошвами. Что-то вроде подбитой Валькирии из скандинавских саг.
— Вы проходите в мастерскую, я покажу вам, что я уже сделал. Хотите чаю?
Светлана помотала головой и одновременно быстро осмотрелась. Она будто все время опасалась кого-то.
Мастер провел гостью в мастерскую и усадил ее на стул, заблаговременно поставленный посередине комнаты. Сам он сел на табуретку напротив.
— Савелий Иванович сказал, что вам нужно серебряное кольцо. И что вы придете, чтобы снять мерку и объяснить, что на нем должно быть изображено. И что вы – Светлана. А фамилия вам не обязательна…
Мастер улыбнулся. Женщина тоже улыбнулась и отвела глаза.
Мастеру ее улыбка показалась, чуть ли не хищной. Она тихо пояснила:
— Ну, я знаю, что вы ювелир. А больше я не знаю о вас ничего. И не спрашиваю. Даже не спрашиваю, откуда у вас эта странная квартира с железной лестницей прямо посреди двора…
Мастер подошел к столу и взял с него лист бумаги и ножницы. Он вырезал из листа полоску бумаги и подошел к заказчице.
— Ну, квартиру эту я получил случайно. Здесь раньше сапожник жил. Такой же неприхотливый мастер, как и я. Потом он умер. И здесь поселился я. И оборудовал уже свою мастерскую…
Светлана склонила голову на бок и смотрела на мастера недоверчиво.
— Светлана, так вы можете подробнее описать, что за рисунок на кольце вам нужен? А размер мы сейчас снимем…
Он осторожно приложил полоску бумаги к пальцу, который протянула заказчица, отмерял нужный отрезок, загнул полоску в нужном месте, и надписал на полоске: «Светлана».
— Так что за рисунок?
Светлана полезла во внутренний карман куртки. Осторожно достала сложенный вдвое листок, развернула его, и протянула мастеру.
— Вот. Рисунок должен быть точно таким. Размер – как вам кажется уместным. Только точно такой, как на рисунке! Иначе я заказ не приму…
Она встала и подошла к столу.
— И как вы разбираетесь во всех этих инструментах! Для меня это просто широкий стол, заваленный всяким хламом…
Мастер с интересом разглядывал карандашный рисунок, врученный заказчицей. Он только пробормотал, не поднимая головы:
— Это все нужные и незаменимые для меня вещи. И здесь совершенный порядок. Он понятен лишь мне одному…
Светлана осторожно подняла со стола серебряную бляшку.
— И вы хотите сделать мое кольцо из ЭТОГО?!
Мастер встрепенулся.
— Ничего не трогать! Иногда это просто опасно. И для вас, и для меня… Проба серебра высокая. Как раз для вашего кольца.
Заказчица вздрогнула и чуть не уронила слиток. Она тотчас осторожно положила его на краешек стола.
— А что это за странный аппарат?
Мастер поднял голову.
— Это электрическое увеличительное стекло. Для особо тонкой работы. Может быть, именно для вашего кольца он и пригодится. Подставьте свой палец под стекло и посмотрите.
Светлана снова задумчиво улыбнулась. Наверное, чтобы хоть как-то отреагировать. Потом подошла к столу и сделала так, как ей предлагали. Она улыбнулась еще раз.
— Почти микроскоп! Надо будет заказать такое: все можно разглядеть, любую пылинку…
Мое кольцо должно быть серебряным, но темным. Обязательно. И рисунок должен быть только таким, как на листке. Иначе я заказ не приму. И денег не заплачу.
Мастер усмехнулся.
— Вы где работаете? Второй раз угрожаете… Думаете, это поможет?
Дама слегка покраснела.
— Просто, мне это кольцо очень нужно…
Она стояла у стола и спрашивала про разные инструменты, которые были разбросаны на нем. Мастер сначала отвечал подробно и обстоятельно, потом отрывисто, а потом резко сказал:
— Я мастер. И всех тонкостей моего ремесла вы все равно не поймете. Ваш заказ понятен. Вы получите свое кольцо.
Заказчица тряхнула своими светлыми волосами и осторожно спросила:
— А когда?!
Мастер упер взгляд в потолок и начал шевелить губами.
— Так, дужка, подгонка, ажурное выпиливание… Чернение… Ну, неделька.
Светлана довольно засмеялась.
— Так быстро?! Здорово!
Она сделала по комнате несколько кругов, будто кружась в вальсе.
— Светлана, не надо так топать своими солдатскими сапогами! Внизу, под полом – арка двора. Если провалитесь, окажетесь прямо на улице… А что вас так удивляет?
Светлана остановилась и посмотрела под ноги.
— Быстро. Это хорошо. Савелий Иванович сказал, что вы замечательный мастер. Цена мне известна.
Мастер задумчиво почесал голову.
— У меня в этом городе не так много времени. В этой стране тоже…
Светлана подошла к полке у стены: на ней были расставлены овальные эмалевые миниатюры.
— Какая красота! Это все ваша работа?
Валерий Петрович даже удивился.
— Здесь чужих работ нет. Финифть. Вот это – портрет матери Петра первого. Недавно фотография этой миниатюры появилась в одном историческом журнале с подписью: «Найден неизвестный портрет матери Петра»! А это моя работа. А вырезка из журнала где-то валяется.
Он даже как будто приосанился от гордости.
— Но это все заказы. Не продается.
— Ну, если мне ваша работа понравится, я обязательно закажу вам что-нибудь еще.
Валерий Петрович отложил рисунок.
— А что означает это странный крест? И эти значки по краям?
Заказчица на минуту задумалась.
— Крест это – арийский. Он знаком всем, кто сведущ в геральдике. А по краям – рунические знаки. Значение этого сочетания понимают немногие. Но расположение символов должно быть именно таким!
Мастер поднялся с места.
— А почему вы не обратились в обыкновенную мастерскую?
Светлана состроила как можно более безразличное лицо.
— Там будут задавать ненужные вопросы. А мне этого не нужно.
Валерий Петрович понимающе кивнул.
— Хорошо. Вы сможете забрать свой заказ здесь, через неделю, в это же время. Руны…. Могу ли я на обратной стороне кольца сделать кельтский орнамент? По-моему это сюда очень подходит, а символику не нарушает.
Светлана нахмурилась.
— Кельтский орнамент? Ну, про это мне ничего сказано не было. Наверное, можно. Но вам то какая разница? Больше, чем договорено, я вам за кольцо не заплачу!
Мастер вяло махнул рукой.
— Я не про деньги. Просто я мастер. И мне хочется делать только высококачественные вещи. А руны с кельтским орнаментом сочетаются очень неплохо.
Светлана встала с места.
— Главное, чтобы все знаки были на нужном месте. И четко различимы. А то у меня зрение неважное. И у нужных людей оно тоже не всегда блестящее. Значит, через неделю?
Валерий Петрович поднялся со стула и вышел в прихожую. Там он быстро накинул брезентовую куртку.
— Светлана, я вас провожу. А то заблудиться здесь несложно. Я вас только до трамвайной остановки доведу.
— Спасибо…
Они вдвоем вышли наружу. Валерий Петрович два раза повернул ключ в замке, потом начал спускаться по железной лестнице, в готовности в любой момент подхватить неловкую гостью. Она осторожно прогромыхала своими ботинками вниз по лестнице. Возле пункта приема стеклопосуды в углу двора стояла небольшая толпа с сетками, набитыми бутылками и банками. Она была настолько увлечена возможностью избавиться от своего стекла, что не обратила на парочку никакого внимания.
Когда Светлана с мастером зашли под арку, женщина настороженно поглядела на свод. Валерий Петрович рассмеялся.
— В моей мастерской сейчас никого нет. Так что, проваливаться сквозь пол некому.
Они вышли на улицу Канонерская, прошли несколько метров. Странная парочка. Она – долговязая нескладная блондинка в военных сапогах. Он – затасканный интеллигент с седой бородой, неуклюжий, с добрыми глазами.
— Вы собираетесь уехать из страны?
Она хотела свернуть налево, но он взял ее за рукав и остановил.
— Давайте, лучше сюда: я проведу вас до Новой Голландии. Знаете этот остров?
Она помотала головой, не поднимая ее.
— Спасибо за это предложение. Я Питер знаю плохо. Но задерживаться не могу. Меня ждут.
— Значит, через неделю. Ну, как до трамвайной остановки дойти. Вы знаете. До свидания!
Валерий Петрович подождал, пока долговязая фигура не исчезнет за углом, развернулся, и медленно побрел по знакомой улице. Он опять бормотал себе под нос, не обращая внимания на прохожих.
— И что это за знаки? Зачем? Подозрительно это как-то. Да и дама странная….
Он подошел к набережной канала.
— Вот и Новая Голландия. Все как всегда. Только скоро я уже буду далеко.
Мастер посмотрел на вход в старинное сооружение.
— В 1921 году, когда было восстание в Кронштадте, отсюда вещала большевистская радиостанция. Уговаривала восставших моряков сдаться. А теперь – пошивочная мастерская. Шинели шьют. Военный объект.
Он презрительно сплюнул в воду и понял, что рассказывает все это самому себе.
— Дурацкая привычка. Болтаю сам с собой, а мимо люди проходят. Еще в психушку запихнут до выезда. Так. Надо будет отцу Льву позвонить.
Он развернулся и побрел назад. Темнело. Когда он подошел к железной лестнице, ведущей к его квартире-мастерской, он увидел стоящего на верхней ступеньке рыжебородого человека в очках. Мастер заулыбался.
— Отец Лев! А я вам звонить собирался….
Рыжий в очках заулыбался. Запах водки мастер почувствовал еще на нижней ступеньке
— Сейчас, я ключ найду…
Отец Лев смущенно пояснил свое состояние, двумя руками вцепившись в железные перила.
— Я в гостях был у одного прихожанина. А ему мой традиционный тост очень понравился….
Мастер улыбнулся.
— Ничего, кажется, у меня селедочка еще осталась, сейчас еще раз этот тост послушаем…
Отец Лев снял свое черное пальто и повесил его на гвоздь в прихожей. Мастер открыл старый холодильник, стоявший в прихожей возле раковины, достал глубокую тарелку с нарезанной крупными кусками селедкой, и отнес ее в комнату. Потом вернулся, открыл холодильник еще раз, и вынул оттуда бутылку водки.
— Для себя берег! Но один я не пью. Так что, ты как раз во время…
Два граненых стакана просто стояли в мастерской на полу, под столом. Валерий Петрович долго искал один из них, потом отнес их на кухню, ополоснул под краном.
— Вот, вроде все готово. Сейчас хлеб достану.
Он снова вышел на кухню. Кирпич черного хлеба, завернутый в газету, лежал на столике в прихожей.
— Отец Лев, вы не поможете мне занести столик в мастерскую? А то большой стол инструментами занят, а мне не хотелось бы встречать гостя среди них. Селедка с серебряными опилками моим фирменным блюдом не является.
Священник с готовность вышел в прихожую и схватился за край столика.
— Так, заносим….
Столик вместе с хлебным кирпичиком был быстро внесен в мастерскую.
— Ставьте возле дивана. Вот. На него и присядете, а я устроюсь напротив, на табуретке.
Когда столик занял предназначенное ему место, мастер достал из-за дивана старую газету.
— Хоть на что-то советская пресса еще годится.
С этими словами он расстелил старый номер «Правды» на столике и водрузил на него селедку, хлеб и водку. Все смотрелось, как на плакате о борьбе с алкоголизмом.
— Вот, можно приступать.
Он ловко наполнил оба стакана, поднял свой, и сказал с улыбкой.
— Ну, как звучал знаменитый «Тост отца Льва»?
Отец Лев торжественно поднял свой стакан и произнес басом:
— За освобождение матери-родины нашей от кровь сосущих коммунистов!
Оба мужчины чокнулись и с наслаждением опустошили свои стаканы.
Петрович прожевывал кусок селедки и улыбался.
— Если бы пожелание этого тоста сбылось в зависимости от количества выпитого, то Россия уже давно бы освободилась. Причем несколько раз.
Отец Лев задумчиво качал головой.
— Посмотрим. Неисповедимы пути Господни. А пожелание мы высказали…
Оба молча закусывали и молчали.
— Валерий Петрович, а почему вы собирались мне звонить? Или просто хотели знаменитый тост послушать?
Мастер дожевывал хлеб и думал, как ему лучше сформулировать свою мысль.
— Отец Лев, вы знаете, что я собираюсь уезжать. Даже еврейскую жену себе достал по такому случаю. Как говорится: «еврейская жена – не роскошь, а средство передвижения»!
Оба засмеялись. Петрович продолжил.
— Так вот, мне сейчас любые деньги нужны: алименты нужно выплатить, квартиру сдать, и так далее. На Западе я деньги сам заработаю. Я только что получил заказ. Очень денежный.
Отец Лев на каждой фразе кивал головой, но еще не понимал, в чем дело.
— Это кольцо. Какое-то магическое. Отказаться от такого заказа я не могу. Но что значит рисунок на кольце, я не знаю. И дама какая-то странная. Тут чертовщиной пахнет. Может быть, я редко хожу в церковь, но я православный.
Отец Лев молчал. Он посерьезнел и спросил:
— Точно уезжать решили?
Мастер часто закивал головой.
— Решил, но не я, а они!
Он ткнул пальцем в потолок.
— Если во время не уеду, они мне ничего не простят: незаконный промысел, а тут еще связь с диссидентами…. В общем, обложили. Кругом засада.
Моя фиктивная еврейская жена сторговалась без особых усилий: нам только границу вместе перелететь, а там разведемся. Она – в Америку, а я – во Францию. Я не туда еду, а отсюда.
Так что вы скажете насчет кольца? От заказа я отказаться не могу: деньги нешуточные, да и дама серьезная. И знает обо мне достаточно, чтобы я поехал не на Запад, а на Восток. И за государственный счет.
Отец Лев осторожно спросил:
— А рисунок для кольца можно посмотреть? Может, и нет там ничего особенного…
Мастер вскочил с места.
— Да, действительно, я и забыл: мы обсуждаем то, что вы не видели!
Он в один прыжок подскочил к рабочему столу и схватил лежавший сверху листок с карандашным рисунком.
— Вот. Она сама сказала, что это крест – арийский, а знаки – рунические. И что все это вместе имеет какой-то мистический смысл.
А вот какой – объяснять отказывается.
Отец Лев взял листок с рисунком в руки. Осторожно, и как-то брезгливо, будто доктор пиявку. Поправил очки, разглядел рисунок со всех сторон, часто поворачивая. Потом вежливо протянул его мастеру.
— Валерий Петрович, точно я про ЭТО ничего сказать не могу. Но какая-то мистика здесь замешана наверняка.
Мастер вздохнул.
— И я про то же. И отказаться не могу, и грех на душу брать не хочется.
Рыжебородый священник молча раскачивался на диване. Потом вдруг улыбнулся.
— Тогда все решается довольно просто: я сейчас поясню.
А через день после окончания работы, принесите мне кольцо на освящение. Уж этого заказчик точно не узнает. Во всяком случае, не сразу.
Прошла неделя.
Неделя, наполненная для мастера работой, и хлопотами, связанными с выездом. Он заканчивал несколько заказов одновременно, и успевал паковать вещи. Но последних было совсем немного, мастер даже удивился.
— Сколько лет прожил, а так ничего и не нажил! Ну, может, оно и к лучшему…
В назначенный день, точно в то же время, что и в прошлый раз, в металлическую дверь постучали. Мастер подскочил как ошпаренный и помчался к выходу. Он распахнул дверь, не спрашивая имени входящего: все и так было ясно.
— Добрый день, Светлана! Милости прошу.
Сегодня она улыбалась настороженно. Она кивнула, вошла, ни сказав, ни слова, бросила косой взгляд на разнокалиберные тюки на полу, и только потом повернулась к мастеру.
— Добрый день. Мой заказ готов?
Мастер закивал головой.
— Не обращайте внимания на этот кавардак. Если все будет нормально, я через неделю должен уехать.
Дама усмехнулась, и попыталась пошутить.
— Ну, не отдав мне кольцо, вы никуда не уедете…
Мастер хотел ответить что-то резкое, но решил не грубить клиенту.
— Все готово. Посмотрите сами: все ли так, как задумывалось…
Он взял со стола заранее приготовленную коробочку.
— Вот ваше кольцо. Рисунок точный. Чернение сделал. На ободке кельтский орнамент. Подойдет?
Светлана осторожно взяла в руки коробочку с кольцом и жадно схватила кольцо в руки. Она тут же надела кольцо на средний палец правой руки. Сжала пальцы, повертела рукой налево, направо, и… бросилась мастеру на шею.
— Спасибо! Это то, что нужно! Ура!
Валерий Петрович грустно улыбался.
— Дизайн устраивает?
Светлана вытянула руку с кольцом на пальце, и закивала.
— Здорово! И кельтский дизайн очень к месту. Сколько я вам должна?
Валерий Петрович сразу посерьезнел.
— Ну, как договорились…
Светлана полезла в маленькую сумочку и достала пачку банкнот. Пачка была небольшая, но мастер, пересчитав деньги, несказанно обрадовался.
— Отлично! Теперь хватит на задолженность по алиментам…
Светлана не могла оторваться от разглядывания своей новой «игрушки».
— Да, теперь можете ехать…
Валерий Петрович нахмурился.
— А если бы кольцо не подошло, не смог бы?
Дама нехорошо улыбнулась.
— Я слишком много о вас знаю. Иногда быть хорошим мастером, это не только почетно, но и выручает. На время…
Мастер еще раз обвел глазами упакованные вещи, стоявшие в комнате.
— Ну, и славно. Извините, Светлана, мне еще продолжать собираться….
Она еще раз обняла его и чмокнула в щечку.
— Если бы вы знали, какое большое дело вы для меня сделали! Счастливого пути.
Она спешила не меньше мастера. Не сняв кольцо, она подскочила к дверям. Мастер повернул ключ, и дама вприпрыжку сбежала по железной лестнице.
Мастер задумчиво посмотрел ей вслед через приоткрытую дверь.
— Ну, теперь главное, до Франции доехать…
* * *
Прошло несколько лет. Муторных и неустроенных начальных лет эмиграции. Мастер уже несколько лет жил в Париже. Том самом, о котором потихоньку мечтали все художники.
В Париже с каштанами, запахом свежих рогаликов, и кучей народа, съехавшегося во Францию со всего мира. Мастер несколько раз переезжал с одной квартиры на другую. Пока что все вокруг было временным: и паспорт, и квартира, и место работы.
Ему часто снилась его квартира-мастерская на Канонерской, откуда его никто не выгонял, где все инструменты были под рукой, куда без спросу заглядывало столько знакомых. И которой для него давно уже не было. И не будет никогда. Это он понимал очень четко.
Валерий Петрович не спеша, шел по парижской улице, и курил папиросу «Житан», к которым успел привыкнуть. По дороге он два раза наступил в собачью кучу, к которым привыкнуть не успел.
Он мрачно выругался, понимая, что тут эти слова навряд ли кто поймет. Да, хоть бы и понял: в Париже очень мало парков, открытых для выгула четвероногих. Вот собачки и оставляют, все, что носили в кишечнике, прямо на мостовой.
Хоть архитектурными красотами не любуйся, а под ноги смотри.
Вот и улица Вожирар, знакомая понаслышке всем, кто читал «Трех мушкетеров». Мастер никогда не мог себе представить, что будет жить неподалеку!
Он зашел в булочную и купил свежий багет. Только со временем он усвоил, что по-французски багет – женского рода!
«Странно, а «батон» — мужского. Все у них не по-людски. Или, наоборот – не как у всех остальных…»
Он подошел к дому на улице Бломе. «Улица с односторонним движением», как о ней писали в одной советской газете.
Когда-то здесь было «антисоветское гнездо»: штаб-квартира известной антисоветской организации. Теперь дом подлежал продаже. Но до этого нужно было провести в здании ремонт.
А пока все это тянулось, друзья разрешили ему пожить в этом доме. На условиях, что он будет принимать посетителей, и не пускать тех, кого пускать не следовало. Второе получалось с трудом: кроме него, в доме жили двое сыновей одной из сотрудниц организации. Этажей в доме было несколько, так что, дело было не в пространстве.
Ребята едва говорили по-русски. Точнее, не любили говорить. А когда разговаривали, то начинали стразу же хамить, добавляя французские ругательства. Мастер старался свести общение с ними до минимума, утешая себя, что все это временно. Но временного в его жизни было слишком много.
Все инструменты он продал еще в Питере, из маленькой мастерской съехал. При вылете, он до последнего момента думал, что его арестуют. Только когда самолет приземлился в Вене, от души отлегло, и дня три он пил на радостях.
Денег было мало, но водку можно было взять с собой: он выменивал ее у соседей по гостинице для эмигрантов на все, что можно.
Спрятанные в багаже советские рубли здесь не стоили ничего. При первой же возможности он позвонил знакомому в Питер, и узнал, что с выездом ему повезло: его имя фигурировало в нескольких уголовных делах, и не только как свидетеля.
«Наверное, тот заказ, который я выполнил для Светланы, возымел свое действие! Интересно, догадалась ли она, что я сделал с ее магическим кольцом? Хотя, откуда»…
С багетом под мышкой он подошел к дверям дома, в котором жил, и отпер ключом дверь.
Было тихо. Вероятно, прочие жильцы еще не вернулись. Он отнес багет на кухню и поставил кофе. Как только кофе начал закипать, в дверь позвонили.
— Как всегда, во время…
Он снял турку с плиты и поспешил к дверям.
— Кто там?
Он задал вопрос по-русски, потому что французы сюда заглядывали редко. Но голос из-за двери не только ответил по-русски, но и оказался знакомым.
— Валерий Петрович?
Он удивился и отпер дверь.
— Светлана?! Какими судьбами?! И как вы меня нашли в Париже?
Свою старую знакомую он узнал по длинным светлым волосам и знакомой улыбке. Остальные черты вспомнились позднее. Она сильно изменилась.
Длинные светлые волосы выбивались из-под скромного платка. Длинное, но легкое, по погоде, пальто. Также весьма скромное. Никаких военных ботинок, вместо этого – стандартные легкие сандалии.
Он жестом пригласил ее внутрь. Она осторожно вошла, увидела икону на стене, и украдкой перекрестилась. Валерий Петрович удивился, но виду не подал.
— Проходите на кухню, там сейчас спокойнее всего. Скоро я и отсюда съезжаю….
Светлана опять улыбнулась, и мастер заметил, что улыбка ее стала скорее застенчивой, нежели хищной, как раньше.
— Итак, вы здесь опять временно?
— Светлана, садитесь здесь! Временно? Да. Все мы в этой жизни лишь временно…
Кофе будете? Только что сварился.
— Да, спасибо.
Она осматривалась, а когда повернулась к Петровичу, на ее лице было сочувствие.
— Да, небогато живете. Рады, что попали в эмиграцию?
Мастер отхлебнул из своей чашки.
— Выбора не было. Если бы не уехал – давно сидел бы.
Она пила свой кофе молча.
— А когда отсюда переедете, куда отправитесь?
Мастер прожал плечами.
— Несколько вариантов. Приятель зовет в Гавр. Он там на старой яхте живет. У него своя мастерская. Места много: поставлю свою в соседней каюте. Яхта старая и в море не выходит. Я еще в Питере мечтал в кругосветку отправиться. Отправиться, вероятно, не придется, но на яхте поживу, и плеск волн буду каждый день слушать…
Он поднял голову и спросил у Светланы.
— А вы, какими судьбами в Париже? И как меня отыскали?
Светлана устала улыбаться: она сказала вполне строго и серьезно.
— Приехала ненадолго. Вас найти для меня труда не составляет, и адрес этот нам знаком. Зашла навестить старого знакомого, и… поблагодарить.
— Хотите жареной курицы? Мне только разогреть. И свежий багет купил.
Светлана мотнула головой, тряхнув светлыми волосами.
— Светлана, это я вас должен благодарить. Я не знаю, какова здесь ваша роль, но меня должны были арестовать. А мне позволили уехать. Это из-за кольца?
Дама думала минуту-две.
— Вы не подумайте, у меня к вам претензий нет. Вы заказ сделали, деньги получили. Вас хотели взять задолго до вашего отъезда.
Но я видела ваши работы, и понимала, что таких мастеров мало. Спасибо.
Мастер благодарно кивнул.
— А сейчас вы ювелирным делом продолжаете заниматься?
Валерий Петрович развел руками.
— Пытался… Но смысла мало. И не в том дело, что у меня местного диплома нет. Просто сейчас машины такие, что задаешь эскиз кольца, а машина тебе его за пять минут из любого металла сделает.
Хорошему же ювелиру на кольцо нужно 35 часов. А чтобы продать одно кольцо, нужно иметь их штук семь, на выбор. Ну, может быть, на яхте и удастся новую мастерскую поставить. Может, кому и понадобится настоящая ручная работа…
— Ну, дай-то Бог…
Бывшая заказчица вздохнула.
— Валерий Петрович, я не знаю, что вы сделали с этим кольцом, но я вам благодарна именно за это.
Тогда мы занимались мистическими сектами и неонацистами. Меня отрядили на одну из этих операций.
Она испуганно перекрестилась.
— Вы сделали кольцо абсолютно точно по эскизу. Все было верно. Мне оно было нужно для участия в одном мистическом обряде. Все собрались. Сегодня мне страшно вспомнить эти лица…
Началась церемония.
Она снова перекрестилась.
— Все соединили руки с магическими кольцами. Точно такими, как вы сделали. Но ничего не произошло! Церемонию повторили. Опять ничего.
Мастер нахмурился.
— А что должно было произойти?
Светлана раздраженно ответила.
— Вам лучше этого не знать. Я и так вам слишком много сказала. Тогда медиум безошибочно указал на меня: «Это все из-за нее! У нее кольцо неправильное». Я сняла с пальца кольцо.
Его осмотрели все участники. Но ничего не нашли. Повторили церемонию. Результат был тот же.
Она замолчала.
— В общем, меня к этим дьявольским ритуалам больше не допускали. А потом все участники резко отошли от всего этого непотребства. И никто не мог объяснить, почему. Просто не захотели.
Скажите, вы это все из-за кельтского орнамента? Его разглядывали даже под микроскопом и ничего не нашли.
Она поставила свою чашку на столик и вздохнула.
— Через месяц я крестилась. Тайно, что и понятно для моей профессии. Все свои контакты с публикой вроде неонацистов и мистиков я прервала. Вот и все. Кольцо храню. Теперь это просто память о вас…
Валерий Петрович улыбался. Не злорадной улыбкой, а просто доброй.
— Спасибо вам. А сейчас мне пора бежать: я еще должна успеть на службу на Рю Дарю. Не провожайте, я знаю, как добраться.
Мастер поднялся с места.
— Ну, вот, ни Питер я вам не смог показать, ни Париж…
Светлана повязала на голову платок и направилась к дверям.
Возле самого выхода, Валерий Петрович попрощался с гостьей, расцеловал ее в обе щеки, и прошептал:
— Под лупой кольцо рассматривать не надо, там ничего особенного нет. Просто оно было освящено…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.