МОСТЫ ВОРОНЕЖА
Мост, он и в Африке – мост!. Нужнейшая вещь, особенно если в твоем городе посредине « мокрого места» много… Ну, там, к примеру , — река или там болото имеются, или громадная комариная лужа, ранее называющееся морем в кавычках…Как к примеру, сегодня жить без моста в граде нашем Воронеже ? Половина миллиона горожан — на одном берегу, а остальные – как раз на противоположном обитают. Так что никак нельзя без него, родимого. А теперь то, в Воронеже нашем , — мостов почти хватает. Так а ведь что , к примеру, было, когда вообще ни одного моста в Воронеже не было. ..
САГА О «БРОДНИКАХ»
Всякие интеллигенты в шляпах, начитавшись исторических наук, уверяют, что в доэлектрические и прочие допотопные времена в наших местах проживали люди — «бродники». Мол, они знали броду и зря не совались в воду. Мол, переходы через реки охраняли и помогали налаживать сообщения – торговые, политические и прочие, ну хоть поохотиться на другой берег доставить кого-либо…
Бродили наши предки, бродили, переправы сторожили. А тут как раз местные грамотеи прослышали, что в иных местах уже мосты стали наводить. Ну и стали выбирать себе эти воронежские пращуры место для моста. И вроде как у Чернавского спуска место и приглянулось. Ну и наваяли они там первый мост из бревен, опыту маловато, да и место оказалось с «изюминкой» — изумился весной народ. Однажды протер глаза утром, а моста то первого и нет совсем. Снесло , едрен-батон…
Ну не «бродников» же опять нанимать! Покумекали, решили в ХУ1 веке мост покрепче смастерить…
ВОРОНЕЖСКИЙ МОСТ ПЕРВОЙ КРЕПОСТИ
И тут как раз шестнадцатый век выдался. Воронежцы так себе думают : «Позор! Живем в будущем губернском центре, а живем , как в хуторе – без моста, блин, стыдобушка… Крепость – на горе, поселения – на другом берегу…Дожди идут – броды исчезают, а от весел руки отрываются – грести сюда-обратно….Воевода с помощниками нанял артель. Мужики дюже расстарались – мост куда как крепче предыдущего вышел. Жители не нарадуются, ходют по мосту и фасон давят – бабы платки цветастые надели, в воду смотрятся, мужики с моста верши кидают, щук в них ловят и пробуют три желания загадать, придурки. А воевода, хоть лицо не еврейской национальности, докумекал мостовые деньги за провоз положить. Подвода с зерном – одна цена, с сеном – другая, по государственной нужде прешься – с тебя и вовсе взятки-гладки… Мостовой «налог» шел больше в карман хитрому воеводе и его помощникам, нежели в первобытную госналогинспекцию, или как там ее тогда называли…
И все бы хорошо, однако место для моста изначально выбрали с изъянцем, либо сглазили, либо черти под мостом ( чур меня, чур!) от мокрости завелись -только стал мост часто того, кособочиться, гнуться и ломаться… Как ни ремонтируй и ни гляди – особливо в праздники – хоть ихнего Шойгу вызывай – пренепременно чрезвычайная ситуация появится – колесо телеги меж слеги попадет и… мешки с мукой — в воде, лошадь — ржет от испуга, шум, гвалт и полная мольба о реституции мучных запасов незадачливого возницы…
Забьют досками дырку в мосту, глядишь – опять к выходному какая пакость пробьет себе дорогу – «бык» под мостом расшатается, словно его русалки для смеха накренили и… опять очередная ситуация, с подкормкой ближайших к мосту рыбьих стай и рачьих команд.
Ну, бабки заладили : «Либо водяной, либо нечисть завелась , надо батюшку звать!» Поп пришел, оглядел довольно хлипкое уже сооружение и даже кадилом махать для приличия отказался . Мол, Бог не поможет, раз сотворено негоже…И токо батюшка с моста сошел и на бричке уехал, как с моста очередная подвода с провиянтом за счет скособоченности и чебурахнулась, язви ее в качель…
ЧЕРТКОВСКОЕ ТВОРЕНЬЕ
Как сейчас помню – было это почти 215 лет назад, при генерал-поручике В.А.Черткове. Надобно сказать, был сей государственный муж – голова, не то что нынешние многие думцы, кто если не сворует чего, значит от тоски высохнет. И порядок у него велся, и идеи рождал реформаторские, так что как губернатор был не чета некоторым , при нем Воронеж и получил долговечный мост .
Решил Чертков, значит, мостостроением вплотную заняться. И оборотясь кругом и просмотрев городскую бухгалтерию, обнаружил массу налогоплательщиков, которые недоимками прославились и казну пополнять денежками не собираются. Ну, прохиндеи, вы у меня мост и построите! – прикинул генерал Чертков, издавая грозное распоряжение недоимщикам – крестьянам четырех местных уездов.
По армейски строго повелел солбраться крестьянам с подводами и шанцевым инструментом. Поставил старших, назначил прорабов перестройки и повелел везти строительный материал, копать, тесать, стругать и прочие дела соблюдать строго по своему распоряжению за растаким то номером. А кто запротивится – сажать в долговую яму, пока сам лопату для себя не запросит…
Стучали топоры, всю весну и все лето возили к новостройке подводами почти 2 миллиона с половиной возов с хворостом для 7оо- саженной дамбы. А саму дамбу обсадили ивами, для крепости.
И сегодня эту дамбу можно обнаружить . Одна – на месте бывшего и канувшего в Лету – Кряжевского, а другая – это как раз навесной мостик, мини-копия Киевского, там сегодня мужики весной с моста селявку ловят на опарыша и тесто…
Так вот. В незабвенном «чертковском» 1786 году принялись доделывать мост, однако мостовики уперлись – подавай им дубовые сваи не короче 10 метров, иначе они никак не хотят проект портить… А где такие длиннющие дубы в округе сыскать…Что получше и покрепче – еще Петр Великий в окрестностях на корабли первого Русского Флота напрочь перевел, а новые громадины не повырастали… Ну и Чертков повелел, цитирую , -« Осмотреть, есть ли изъясненных размеров стоящий лес». Разыскали в Чижовской роще последние громадные дубы – доложили Черткову, мол «Вась сиясь, высоко превосходись- сьтво, мы того, уже везем-с». Генерал сказал -«Молодца!» и даже не попенял гонца, что от него водкой немного разит от радости.
И поставили они мост широ-окай и длин-ниш-ш-ай, и поехали по нем всяки- разны барыни да мамзели в каретах, вельможи с кучерами и ночными фонарями, щеголя в цилиндрах до театру, открытому опять же Чертковым…
И простоял сей отменный мост аж до конца столетия, пока на его месте не возник деревянный Чернавский или по тогдашнему – Митрофановский мост.
Конечно, в городской казне первая смета нового железобетонного моста была открыта только в 1907 году, позже он уступил место более прочному и современному.
Да, до сих пор в глазах расчудесные картины : Вечер, керосиновые фонари потрескивают. И едем мы с гусарами , а может с кадетами , забывать уже начал… по Чернавскому – старому… Красота, под гитару поем, да шампань Клико в бокалы плещем.. И с более версты, с песнями да мамзелями – прямиком — по дамбе, через Кряжевский мост, да в пригородную слободу Придачу, к гадалке…Ночь, копыта цокают, луна в декольте мамзелей светит, мы еще молодые, поем про цыган и прочие штуки…Нда. Увлекся, надо ближе к теме.
КАМЕННЫЙ МОСТ
Каменный мост – один из символов Воронежа. У нас еще проегипетских пирамид не было ( сегодня мы единственные, кто пирамиду построил и сдуру пытается ее развалить, не дожидаясь смерти фараона) и потому символизм каменного моста и сегодня почти в каждой пятой картине местных живописцев проглядывает. Ежели все пейзажи с этим красивым мостом в одну линию соеденить – как раз бы от Северного – до Вогресовского моста впритык протянулись!
А ведь этому шедевру почитай скоро два века «стукнет»! Тут тебе тьма историй разных об нем была сочинена. И подгулявшие офицеры вечерами на нем стрелялись, и баба с хорошей наружностью от ревности с него сигала, да благодаря сугробу невредима осталась, летчица, понимаш…И одно теперь несовременно – стоит теперь этот мост в самом центре опять капиталистического вусмерть Воронежа -ровнехонько на улице главного проповедника коммунизма – товарища Карла имени Маркса.. Такой хороший предмет гордости русского города в немецком исполнении получился. Маркс то совсем по этой улице не ходил и даже в Воронеже своей купеческой бородой никогда не тряс … Да и строился он не по немецкому проекту, а русской мыслей беспартийного архитектора И.А.Блицина, также с Марксом не знакомым и «Капитала» его не читамшим. Это единственное арочное сооружение помнит поцелуи и свидания лицеистов и гимназистов, университетских девиц , институток и курсисток, а позже и разных панков, рокеров и прочих влюбленных. Которые потом в дни свадьбы — приезжали, чтобы ручным способом перенести избранницу через Каменный – на счастье в личной жизни…
МОСТЫ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ
Мостов в истории Воронежа было поболее десятка. Вон, в районе ВОГРЭСовского был когда-то наплавной мост, дамбу себе получил и ландшафт приличный уже почти в самый что ни на есть развитой социализм.
А вообще то были и иные мосты , именитые. Вон, на купеческие деньги был построен Синицинский мост, с которого кадеты, легонько одеты, для забавы молочницу в воду скинули , был такой факт, по нынешней Кольцовской улице случившись. Был еще кирпичный мост на месте пересечения Комисаржевской и Кольцовской, и слыл нехорошим местом – фонарей на нем не было и бродяги норовили на нем веченром либо карманы у прохожего вывернуть, либо вообще верхнюю одежду прихватизировать. Нагнали страху – через год появились фонари, при которых грабить уже неприлично.
МОСТ ЮВЖД
Как только паровозы появились – пришла надобность в железнодорожном мосте, что появился 117 лет назад в районе Отрожки. И графья, и великие князья по нем ехали и веря в приметы – бросали в воду денежки…Чтоб вернуться назад. И вроде как одна великая княгиня впопыхах золотую монетку бросила… Вы теперь понимаете почему под мостом любят рыбаки рыбачить… а ну как графинькин червонец блесной со дна зацепят – это тебе не судак или там окунь будет…
Меняли здесь пятилетку назад один малость состарившийся пролет. И начальник мостостроительного отряда по весьма целебной фамилии Чумак сказал – даю гарантию этому мосту еще на 80 лет. Что ж , проверю лично правильность сего утверждения…
И то ведь – в 1884 году вручную склепали наши замечательные предки, за полгода усадив мост на каменные подушки. А Чернавский то мост – того…
ТАЙНА ЧЕРНАВСКОГО МОСТА И ДРУГИХ «БРИДЖЕЙ»
Вона, сейчас у нас аж два Чернавских моста. Один – вроде как временный, чуть ли не прокат взяли.. А старый – ремонтируется. В нем все обветшалости укрепляют, а пока укрепляют – появляются другие «болячки». А ведь казалось – износу ему не будет!
И ведь наш Чернавский старый стотридцатилетний почти «бридж» — или мост по нашенски – единственный в мире мост, что за ночь был вручную вымыт с применением стиральных порошков и прочих моющих средств.
Дело было так. Надумал в Воронеж приехать кубинский бородатый вождь Фидель Кастро. И по плану обкома — его должны были по Чернавскому мосту провезти, в сторону Нововоронежа. А глянули – мост черный, грязный, как загорелый негр во время строительных работ . Что делать? Обком повелел – за ночь Чернавский полностью отдраить, как палубу крейсера «Варяг». Понавезли емкостей с местного завода моющих средств… И утром Фидель ехал по свежевымытому мосту, пузырящемуся от мылящейся пены…
А еще мы единственные, кто годами имел в центре России фантастический Мост в НИКУДА. То есть хотели построить , как лучше, чтобы выехать из района Левого берега почти сразу к памятнику Славы. Строили , как лучше, но долго получалось, как всегда… Слава Богу, не так давно этот мост достроен! Значит — в ХХ1 веке мы смогли сдать объект, который не сумели доделать в прошлом веке!
А еще не так давно и в конце Воронежа образовался объект, который именуют «стеклянным мостом» – это мостовой переход на выезде из города в сторону Липецка – он блестит на солнце желтоватым, прозрачным сплавом, и похож на оранжерею, где свободно в марте можно выращивать рассаду помидоров и перцев. Но пока нет энтузиаста, кто бы освоил этот мост с «парниковым эффектом» .
Вот, пожалуй, и все пока, о мостах Воронежа…
Александр ЕЛЕЦКИХ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.