ВОРОНЕЖ ЛЕТУЧИЙ
Если верить дарвинизму, то сначала мы перелетали с ветки на ветку, раскачиваясь и цепляясь хвостами. Но до "обезьяньего" периода человечество выглядело еще смешнее и, как уверяют некоторые академики, имело даже крылья…
Насчет крыльев наверняка загнули. Вот только все равно человек мечтает о полетах. Даже не с большого бодуна людям снятся приятные сны, где они парят без помощи техники над этим ползающим и шагающим в разные стороны миром. Ну а как мы стали воздухоплавателями? На этот вопрос воронежцы могут получить сегодня конкретный ответ.
Не лезь в пузырь?
Известное дело — в Воронеже без жаждущих полетать тоже не обошлось. Когда пошла молва о "летучих пузырях" и шарах братьев Монгольфьер, и в губернском городе В. началось полное надувательство. Основательная попытка залезть в "пузырь" состоялась еще летом 1895 года в воронежском саду "Эрмитаж", куда горожане уже стекались толпами, как сегодня на матч "Факел" — "Металлург", и гадали: лопнет до парения или шандарахнет об землю чуть позже?
Итак, в саду, за нынешним Домом офицеров, отважный воздухоплаватель Юзеф Маврикиевич Древницкий готовился воспарить аки сокол. А досужие зрители уже осведомлялись, приседая от смеха: "А шта, голубок, ежели в воздухе того, приспичит… Обосрамишься от страха или нет?". Древницкий на эти мещанские шутки лишь сверкал глазами и проверял крепления шелкового купола своего парашюта (80 квадратных метров отменного шелка).
Кстати, когда Маврикиевич залез в корзину и скомандовал отпустить шар, большинство зевак как ветром сдуло… Быстро поднявшись на полверсты вверх, Древницкий стал работать над своим "пиаром" — разбрасывать свои визитные карточки и маленькие фотопортреты, что падали, кружась, на улицы города.
Когда это рекламное действо надоело, Юзеф с парашютом вывалился из люльки, выдернул замок парашюта и спланировал на Староконную площадь, под аплодисменты толпы и тревожное ржание лошадей, не привыкших к падающим с неба гражданам ненашего происхождения.
А "пузырь" унесло за город, где его подобрали и привезли к напрочь зацелованному воронежскими восторженными барышнями Древницкому, которого мужчины затем стали подбрасывать в небо, наивно предполагая, что этот летучий Юзеф вдруг вспорхнет и улетит от барышень на юг, подальше… Попозже, оттерев щеки от румян и помады, Юзеф прочел в саду "Эрмитаж" лекцию о необходимости воздухоплавания в России, чем генетически внедрил в сознание идею построения в Воронеже своего авиационного завода. А после рассказа о способе спасения аэронавта при помощи фиговинки под названием "небесный спускаемый кумпол" опять же "предрешил" Воронеж как родину ВДВ.
Конечно же, "Воронежский телеграф" тиснул заметку о полетах этого аэронавта, восторженно отзываясь о его идеях.
"Икарушка" местного значения
Знаете, я вам скажу, что насчет Икара древние греки сильно погорячились. Только далекий от аэродинамики и сопромата полудурок станет лепить "чудо в перьях" пчелиным воском. Мол, если бы Икар вспорхнул ночью, то солнце не растопило бы воск и первобытный летчик, похлопав бы своими крыльями, мирно приземлился, а не шмякнулся для увековечения в мифе…
Доподлинно известно, что и на воронежских просторах однажды созрел свой местный Икар — из ольховатского села Юрасовка, где позже родился известный даже на самостийной Украине историк Н.И.Костомаров.
Хлопчик Ваня Ищенко "прихватизировал" втихаря большой кусок самотканого рядна и сподобил из него гибрид крыльев и парашюта. Вознамерившись немного попарить в облаках у реки Ольховатка, долететь до слободы Караяшник, откуда родом автор этих строк, и поглядеть сверху на хату своей возлюбленной — авось она заметит возвышенность его чувств…
Ищенко нашел в Юрасовке самую высокую хату, расправил свое самодельное воздуходержательное устройство и… трепыхаясь, как курица мясного направления, упал, чуть медленней, чем положено человеку. В результате — вывих ноги плюс розги прибежавшего батька, который лозой отметил кражу самотканого рядна и предотвратил новые факты травматизма первобытного "десантника"…
Кстати, Ваня Ищенко, свой парашют зря не сделал по чертежам Древницкого. А вот жена брата Юзефа — Ольга — стала первой российской женщиной-парашютисткой.
Что касается десантной темы, то пять лет назад в Воронеже на улице Космонавтов открыли памятную доску в честь советских ВДВ. Именно десантники 2 августа 1930 года воспарили над воронежскими просторами, сделав их родиной ВДВ, в том числе и в честь Древницкого, и даже, может статься, Вани Ищенко.
От Москвы до Борисоглебска — шаром подать
Было это в 1910 году. Крестьяне мирно косили просо, когда один любопытный заметил, как к родным борисоглебским просторам по небу движется явно нехристианская штукенция. Что-то круглое, с привязанной люлькой. Подлетело это ближе, начало к ужасу хлеборобов спускаться, а из шара некий гражданин начал кричать приветствия на чисто русском языке. Этот факт вызвал панику у богомольных крестьян. А одна роженица, досель лежащая в тени берез у луга, со страху родила девочку в три кило, с личиком кругленьким, как шар под управлением господина Георгия Георгиевича Горшкова. Который и прилетел из Москвы прямо на луг перед Борисоглебском. Установил, бродяга воздушный, мировой рекорд полета — 1150 верст. Это вам не шутка — путлять с попутными ветрами по ядреным воздушным просторам Тамбовской и Воронежской губерний, вызывая обмороки у встречных ворон.
Сам Горшков отличился и во Франции, где летал на "Илье Муромце": то вел разведку, то щедрой рукой швырял на голову врага бомбы. За это Георгий Георгиевич получил Георгиевский крест, — вона какая аллитерация, туды его в качель, получилась!
Наша марка
Воронежские представители воздушного флота и прочие любящие полетать земляки проявляли себя всегда и везде. Один даже сподобился быть замурованным в Кремлевскую стену, рядом с Ильичом и Виссарионычем. Острогожский паренек Паша Федосеенко стал жертвой мероприятий, приуроченных к партийному съезду.
Партия решила отметить форум победой стратонавтов на "ОСОВИАХИМ-1". Во имя торжества великих идей неподготовленный экипаж с хлипким оборудованием поднялся на небывалую высоту, где случилась трагедия. Партия назвала этих рисковых стратонавтов героями, в их честь даже выпустили почтовую марку. Есть марка и с нашим земляком Федосеенко. Его имя присвоили канонерской лодке, а в музее в Острогожске есть отдел, посвященный умершему очень высоко над землей земляку.
Что не удалось Федосеенко — удалось еще одному воронежцу — Ф.А.Бурлуцкому. Он то и дело ставил рекорды высоты на аэростатах, более подготовленных к полетам в стратосфере. Вместе с напарником Алешиным на аэростате "СССР ВР-55", назло буржуазной Европе, земляк пролетел 1701 км 810 м, продержавшись в воздухе 61 час 20 минут и установив сразу 9 мировых рекордов, — знай наших! Было ему в ту пору 27 лет. Однажды он пролетел даже мимо родной Васильевки, что под Воронежем. Даже в наше время нет-нет да и поднимаются аэростаты на базе воронежского аэродрома, как и 18 августа 1996 года.
Первым делом — самолеты!
Для Воронежа самолеты сегодня — навроде, пардон, автошин. Их тут за все время понаделано — не счесть! Только один пример: в конце 60-х к нам приехали доводить проект ТУ-144 сын академика Туполева вместе с профессором по аэроделу А.И.Путиловым и признались, что лучшие самолетостроители живут в Воронеже, после чего отобрали для Москвы 12 местных специалистов. Именно в Воронеж трудились над самолетами такие асы, как Ю.Б.Анохин (Ил-86, Ил-96, Ил-96М — их кабины он знает как свои пять пальцев) и А.И.Кузнецов…
А они еще делают крылья!
Сегодня остались еще воронежцы, которые сами мастерят себе "крылья". Таких по Воронежской области с десяток наберется. Самолеты-самоделки — это не просто хобби, это смысл жизни! Вот Иван Михайлович Бобров из Кантемировки восемь самолетов собственными руками изготовил. И на всех летал, пусть и немало рискуя. Бобров — профессиональный летчик. А вот Александр Кугурин из Богучара имеет к авиации косвенное отношение — трудится на метеостанции. Даже возле дома установил "полосатый чулок на шесте", что указывает направление ветра и его силу.
Он во время нашей встречи занимался строительством дельталета. До этого был у него самолет собственной конструкции. Да приехали из Павловска такие же увлеченные люди, уговорили продать: "Мы тебе запчастей для дельталета дадим! Ты его быстро построишь!".
А профессионально дельталеты на воронежской земле делают в Борисоглебске. В кресле ДЛТ-1 посидел, под гул мотора, и автор этих строк…
В Воронеже научиться летать может любой желающий — в местном аэроклубе, где работает инструктор, тренер сборной России по мотодельтапланеризму Николай Швецов. Здесь обучали и на вертолете Ми-2, и на самолете Як-18Т.
…Теперь по новому Воздушному кодексу при соответствующих условиях любой воронежец может сам приобрести или изготовить самолет или дельталет и, получив пилотское свидетельство, летать себе потихоньку…
Так что Воронеж очень мечтает о небе. И не только мечтает, но и летает. Им сверху видно все! Ты так и знай…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.