КАНДИДАТСКОЕ СОЛО НА РОЯЛЕ
Говорят, что Билл Клинтон хорошо играет на саксофоне. В это же время первый наш президент Ельцин , овладев игрой на расписных деревянных ложках, попытался дирижировать немецким оркестром. Уровень дирижерской культуры впечатлил многих. Хотя музыковедам все же по казалось, что дирижерской палочкой русский президент машет, словно теннисной ракеткой — при подаче «эйсом», навылет. Исторический факт : до этого – все руководители , правящие из Москвы после революции – особыми способностями в музыке не блистали. И из инструментов ценили что погромче – барабаны, литавры, пионерские горны….Хотя разные интересные случаи, связанные с музыкальными инструментами, случались даже с политиками областного уровня.
ТОВАРИЩ КАНДИДАТ
Конец пятидесятых годов. В забитое село Волово, районный центр юга Липецкой области , ждали кандидата в депутаты Верховного Совета СССР. Кандидат полагался по округу только один, поэтому выборы носили чисто символический характер. Явка на выборы полагалась тоже – стопроцентной. Хоть умри – но проголосуй!
Ждали непростого кандидата. В Волово должен был приехать сам товарищ Жужелица , крупный деятель и вообще – матерый человечище. – С бычка выше средней упитанности.
Товарищ кандидат вылез из обрызганной грязью персональной машины, в черном индийском пальто и шапке из меха неопознанного местными охотниками животного. За ним шла охрана и семенили чиновники средней руки. Свита вошла в зал сельского клуба, где товарищ Жужелица отделился от окружения, так как ему неудобно было стоять вровень с малозначительным районным руководством, и демонстративно поднялся на сцену и стал курить «Казбек». Облокотившись на старый, большой концертный рояль.
Немецкий рояль достался отделу культуры чудом. Когда во время революции ополоумевшие от свободы бунтари из голытьбы и революционно настроенных алкашей выпили все вино в погребах дворянского имения господ Шереметевых, что даже имели рядом с воловским селом Ожога – ипподром, они стали крушить все непонятное. Включая садовые статуи, китайские, высокие вазы и картины в серебристых, тяжелых рамах, на которых были намалеваны ненавистные портреты разных статских советников и министров-капиталистов… Треск и звон шел, пока на пути опьяненных бунтом неграмотных крестьян не попался черный, немецкий рояль.
-А энто что за хрень? – спросил крестьянин Голубок , философ-самоучка из села Малые Борки, тупо уставившись на арийское чудо музыкального создания.
-Пианина! – воскликнула бывшая кухарка Шереметевых Глашка , ныне идейная большевичка, наряженная в экспроприированное вечернее алое платье из гардероба барышни . Она тут же лихо продемонстрировала свое «консерваторское» умение , приобретенное от любовника — камердинера Петьки — сбацала таки Глашка «Чижик-пыжик», «Мурку» и «Собачий вальс».
Довольные мелодичными звуками бунтовщики расслабились и оставили рояль в покое. Собачий вальс показался некоторым крушителям дворянского гнезда — гимном новой жизни, мятежной и бурной. Чуть позднее — районный комиссар вывез сей инструмент в Волово, где он и прописался в сельском клубе. В том самом, где сейчас курил «Казбек» товарищ Жужелица.
ПОЖАРООПАСНАЯ ИГРА
Кандидат курил папироску за папироской, по совету своего врача докуривая лишь до середины… Осмотрев на сцене громадный рояль и не увидев на его крышке пепельницы, гость стал бросать окурки внутрь инструмента. Справедливо полагая, что будет не совсем прилично затаптывать окурки ногами прямо на сцене. Минул час . В ожидании, когда на встречу с кандидатом местные власти соберут по райцентру избирателей полный зал, товарищ Жужелица искурил полторы пачки «Казбека». . Тем самым легкомысленно наполняя старый деревянный немецкий инструмент непотушенными окурками.
Знал бы он, что на этом рояле за 50 лет — со времен кухарки Глашки — играли всего полтора года. Это когда в Волово случайно заехал и осел спившийся столичный музыкант, некогда влюбленный в саму Книппер-Чехову. Более того, из-за незнания его устройства — уже трижды попадало крышкой по пальцам любопытствующей клубной уборщице Клаве. После каждого удара крышкой — Клава лупила опухшими кулаками в черный бок холодного инструмента , отчего рояль гулко звенел внутренними струнами, словно жаловался на дикого исполнителя. Знал бы кандидат, что внутри рояля уже скопилось много мусора – включая упаковочную бумагу от керосиновых ламп, черновики сценариев сельских праздников урожая, пустые пачки от дешевых папирос и прочая дребедень , засунутая клубными работниками глубоко внутрь рояля ….
Ног вот – зал переполнен, гул смолк, дрожащим от волнения голосом товарищ Семенищев Иван Игнатович объявляет , что слово сейчас поимеет уважаемый кандидат Жужелица.
СЛОВО И ДЕЛО
Высморкавшись и прокашлявшись, с важным видом кандидат отделился от рояля и прошествовал к трибуне. Начал он как диакон – его басок заставил перекреститься деда Митроху, что в детстве пел в церкви на клиросе. Раскатав бумагу с текстом — Жужелица прославлял партию и демократию, призывая единым порывом — отдать свои голоса за блок партийных и беспартийных граждан страны. В конце каждого предложения кандидат поднимал кулак вверх, словно грозил кому-то. Он уже приступил к чтению места о достижениях родной области, когда вдруг слева, со стороны инструмента — с оглушительным звоном лопнула первая рояльная струна
— Дзи- и- нь! – звук, усиленный акустикой зала , разнесся окрест. Вечно пьянененький заместитель начальника милиции, вздрогнул, услышав звук, похожий на выстрел . И стал очумело расстегивать кобуру. В его мозгах старого чекиста крутились привычные мысли о провокациях, шпионах и диверсиях. Как бывший работник НКВД , он этих шпионов выявил немало в недавние времена Лаврентия Павловича. Так что ему – не привыкать!
-Ба-ах! – раздался очередной резкий звук из нутра вдруг заалевшего рояля. Испуганный первым звуком кандидат, видя в зале, прямо перед собой вскочившего с кресла пьяненького милиционера, расстегивающего кобуру, мгновенно присел за спасительную трибуну. Затем приподнялся и стал было с испуга — продолжать чтение текста, быстро сглатывая слова….
В это время – канонада из лопающихся рояльных струн уже напоминала озвученный эпизод стрельбы Анки-пулеметчицы по наступающим на чапаевцев шеренгам коппелевцев : «Бах! Трах! Трах Бах! « — пальба началась отменная.
— Покушение! – заорал охранник. Громко сопя, он вбежал на сцену и стал уводить в зал насмерть перепуганного Жужелицу , еще пытающегося от ужаса третий раз выговорить фразу : «электро – фик- ация Липецкой области».
…Черный рояль горел минут двадцать. Он то гремел своим медным , настроенным при помощи камертона в 1907 году музыкальным нутром, И то шипел, то издавал оглушительный треск, выплескивая в зал клубы серо-черного дыма. Ошарашенный зритель — в немой тишине следил за пылающим роялем, на который уже выплескивали ведра с водой находчивые охранники. В самый последний момент — из дымящихся на сцене руин — выскочила обгоревшая клубная, старая кошка , и , вякая на ходу, тяжело проковыляла на выход…
Потный и бледный кандидат стоял у своего автомобиля. Его явно знобило, он все курил свой пожароопасный «Казбек» , тщательно затаптывая в грязь окурки лакированными туфлями.
…Разбредались по избам офонаревшие от такого театрального зрелища со спецэффектами воловские избиратели. Шумно споря по дороге о том, из какой такой породы дерева был таки изготовлен такой смертоносный инструмент – чуть было все не сгорели!
Зрители торопились. Им уже пора было топить печи, зажигать керосиновые лампы и строить дальше социалистическое общество.
…. Забрызганная грязью легковушка, распугивая гусей, выезжала из Волово. Товарищ Жужелица был мрачен. Он все еще сильно волновался. Но курить в салоне не решался.
А. Елецких
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.