Шрек, сакура и береза — в ручном исполнении

 

 

ЗДЕСЬ САКУРА

СОСЕДСТВУЕТ С БЕРЕЗОЙ

 

Давно ли вы, читатели, играли в куклы и самолетики? Не припомните когда, понятно

. А вот жительница Тербунов Евгения Васильевна Ульшина позволяет себе такую слабость и сегодня. Более того, она создает кукол, способных украсить коллекции самых придирчивых коллекционеров. И не только кукол, но и картины, самолеты, плетенки, деревья…

 

На выставке „Город мастеров“, развернутой в КСК „Олимпийский“ экспозиция Евгении Васильевны собрала наибольшее число поклонников. Многообразие деревьев с листвой из бисера буквально завораживало.

„Береза желтая“, „Береза красная“.

Береза зеленая“… Женщины брали в руки экспонаты и спрашивали о материалах, из которых сделаны деревья, о том, можно ли заказать или купить что-либо и сколько это будет стоить. И Евгения Васильевна не делала секрета, рассказывала обо всем.

— Не боитесь, что у вас  появятся конкуренты? — спросила я.

— Да нет, — ответила женщина, улыбаясь. — Я готова даже показать все. Пусть делают, красоты больше будет.

Евгения Васильевна родилась в Солдатском, в большой семье Бобковых и была четвертой дочерью, младше был единственный брат.

Четыре дочери — четыре сундука с приданным.

О таких семьях говорили — с сумой пойдешь. Тяжело было родителям поднимать детей. Однако мама, Надежда Григорьевна, была не просто трудолюбивой женщиной, но и рукодельницей. Она и вышивать умела, и шить, и на машинке выбивала наволочки, обойки, и крючком вязала. Все это было востребовано в ту пору .Каждая девушка, выходя замуж, имела в своем приданом убранство на постель и святой угол, расшитое и выбитое.

А Надежда Григорьевна, работая свекловичницей, имела зимний отпуск. Вот и работала все вечера. Дети же внимательно смотрели и перенимали умение мамы. Постепенно они включались в процесс — что-то обметывали, наметывали, вязали.

— Я все умею, только на коклюшках не научилась, — говорит Е.В.Ульшина. И по тому, как озорно сверкает она глазами, понимаю, что научится, как только предоставится такой случай. И я рассказываю ей о мастерице из Покровского, которая в свое время работала на елецкой фабрике и сегодня создает удивительной красоты кружева.

Первыми самостоятельными работами Евгении Васильевны были вышивки. В далекие шестидесятые-семидесятые годы вышивкой увлекались все девочки. В магазинах можно было купить канву, мулине и даже специально нарисованные квадратиками картины для начинающих вышивальщиц. Те, кто поопытнее, переносили понравившийся рисунок на ткань самостоятельно, при помощи канвы. И вязать она научилась и спицами, и крючком.

— Сами понимаете, семья большая, — рассказывает Евгения Васильевна — купил по платью — четыре платья, по сапогам — пять пар. Вот мама и сокращала затраты: шила платья, шапочки, носочки, кофточки вязала. И мне это умение очень пригодилось Окончила школу, поступила в Лебедянское педучилище. Не хочется выглядеть беднее других — я себе то шапочку свяжу, то шарфик…

Мы сидим в доме у Е.В.Ульшиной. Я обращаю внимание на необычное покрывало на диване. Оно связано из различных ниток. По словам моей собеседницы, из остатков. Но если бы она этого не сказала, я подумала, что так было задумано. Покрывало и смотрится красиво, и практично — оно не сползает. А главное — это штучный товар.

И подобных вещиц здесь немало. Но что важно — у каждой есть свое место.

В дом к Евгении Васильевне я напросилась, чтобы поближе рассмотреть деревья с листиками из бисера, которые увидела на выставке мастеров в КСК „Олимпийский“. Однако увидела столько необычного, что задержалась надолго, с восторгом переходя из одной комнаты в другую.

Квартира Евгении Васильевны — своеобразный музей, где собраны самые разнообразные поделки мастерицы. На тумбочке в коридоре стоят две плетеные вазы. Их невозможно отличить от подобных изделий из лозы. Однако сделаны они из бумаги. И на это хозяйка использует газеты. Потом они красятся, разрисовываются, покрываются лаком и становятся нужными в доме ящичками, шкатулками, коробочками, которые могут быть использованы для хранения чего угодно. В одной из таких шкатулочек Евгения Васильевна хранит проволочки и прочие материалы, которые в перспективе превратятся в новые шедевры.

— С чего все начиналось? — повторяет она мой вопрос. — Да я уже и не помню. Где-то что-то увидела, кто-то о чем-то рассказал — захотелось сделать себе.

В шкафу у Е.В.Ульшиной я вижу шкатулки из открыток. Подобные и я делала в детстве. Правда, мои давно выброшены и стерты из памяти, а тут они хранятся. Наверно, такие шкатулочки и цветы на проволочной основе с лепестками из ниток и капроновых лент и дали толчок развитию творческого начала этой удивительной женщины.

Окончив педучилище, Евгения Васильевна вернулась домой в Солдатское. Стала работать в школе. Вместе с группой продленной дня взяла кружок „Умелые руки“. И тут ее инициатива, поиск, стремление к новому оказались как нельзя кстати. Чего только ни мастерила она вместе с детьми: оригами, картины из теста, аппликации, кукол…

 

Как рассказала Евгения Васильевна, свои „подсказки“ она ищет в Интернете, на сайте „Страна мастеров“, где сегодня есть уже и ее работы. А вот книжки не успевают за новинками. Они посвящены лишь изделиям из бумаги и лоскутов.

Такие изделия тоже есть у Е.В.Ульшиной. Это так называемое модульное оригами. В этой технике выполнен самолет, самовар, к которому прилагаются 6 кружек и заварной чайник. На изготовление каждого экспоната у мастерицы уходит три вечера. И за одно занятие кружка даже всеми такую вещицу не изготовить, потому что на каждую требуется 300  модулей.  (Бумага режется на полоски шириной 1 см. и сворачивается определенным образом. Потом эти модули скрепляются, чтобы они держались без клея и скрепок. На все нужно необыкновенное терпение. Но такой самолет есть! И его, как и самовар, Евгения Васильевна нам продемонстрировала).

Целая полка в одной в одной из комнат отведена смешарикам. Они — натуральные герои мультиков, сошедшие с экрана. Их всех Евгения Васильевна знает по именам.

— Как только появляется новый герой, я его непременно вывязываю, — говорит она. — Муж  к этому уже привык, Приходя с рабрты, обычно спрашивает, какие новые жильцы в квартире появились.

Под жильцами он, конечно. подразумевает кукол. Они „живут" во всех комнатах, оживляя интерьер. Пять красавчиков стоят в коридоре, пара прячется в углу спальни, двое — эскимос и баба Яга стоят в зале у дерева, Карлсон и Негретос сидят на полке в зале, Шрек приютился за шторкой на окне. А еще есть иные полезные куклы — та, которую надевают на заварной чайник, Домовенок, баба Яга — красавица, в которую прячут пакеты… В общем бесполезных кукол здесь нет, потому что  все они сделаны с любовью.

— Лицо, руки и ноги моих кукол я делаю из капроновых колготок. На каждую уходит двое колготок, полтора метра поролона. Старые колготки я не беру, лицо будет некрасивым. Делаю основу, потом подкладываю поролон под нос, щеки…

 Каждая кукла — просто милашка. Уверена, любой ребенок был бы рад такой игрушке. Да и взрослые не отказались бы получить такой подарок.

— Вам магазин впору открывать,- честно выдаю я пришедшую в голову мысль. Наверное, она приходила в голову и Евгении Васильевне, но она понимает, что в селе ее бизнес не выживет. Кукла или дерево не могут стоить менее тысячи рублей, Для села это большая сумма.

На мой взгляд, тыкой уникальный человек,как моя героиня, мог бы найти применение своим талантам и в Тербунах. Но она остается верной малой родине и Солдатской школе.

Дочери Евгении Васильевны 20 лет. Она учится в Орловской академии. Сыну 14, он школьник. Однако они нет нет, да и увлекутся материнским хобби.Дочка освоила технику батика.

Евгения Васильевна не просто перенимает опыт других мастеров, представляя ту или иную игрушку, она может рассказать и технике.

— Вот это мандал — индийский амулет, — рассказывает она, показывая на подвеску на люстре на кухне. — В изготовлении открыток мы используем технику арисфолдинга, когда разноцветные полосочки наклеиваются по определенной схеме. А вот это артишок. Это искусство пришло к нам из Франции. Вот это норвежские куклы. Зовутся они тильдочками.

Запомнить такой поток информации сложно. Да, мне и не нужно. Но то, что я увидела, запало в душу надолго. И особенно сакура, которую невозможно отличить от тех, которые продают в магазине.

— Будет время и желание — приходите, я научу, — щедро предлагает Е.А.Ульшина. — . Секретов я не держу.

Некоторые свои экспонаты мастерица делает из бросового материала. В кукол, шары, гусеницы превращаются поношенные или потерявшие пару носочки, в веер — одноразовые вилки, в шкатулки и матрешки перегоревшие лампочки и так далее. В общем, в дело идет все.

. Я с сожалением покидаю  интересный дом, где живет удивительный, открытый и талантливый человек. Уверена, что эта встреча не будет последней и новые жильцы дома порадуют и удивят взрослых и детей.

.

 

Людмила  ЕЛЕЦКИХ, Лауреат премии Вермишева.

Фото автора.