ОТ РУССКОЙ «АКУЛИНЫ – ДО АМЕРИКАНСКОГО ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА.
Сто лет назад, как это ни страшно представить – воронежцы не ходили в кино. Потому что кинотеатров не было в натуре. Роль кино в Воронеже, к примеру, исполняли театры, цирк и иные образные публичные зрелища. Причем цирковой «маэстро» господин Дуров – отличился и на ниве «синематографа», но об этом – отдельно…
В самый разгар войны с Японией – Россия , наконец, обрела первые кинокамеры и кинотеатры. Еще сравнительно недавно из всех наших искусств важнейшим было признано кино. Как же оно зарождалось в Воронеже?
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ «АЛЯ РЮС»
Представьте себе, что до 1908 года русский «синематограф» был в зародыше. Воронеж скучал без кино, пил вино , ходил в картежный клуб, как в казино и стучал от скуки в домино. Наездами, бродячие киномеханики показывали недлинные игровые и этюдные фильмы. А уже с 1908 по 1919 годы – было снято около 400 разных фильмов и в изданном сегодня Каталоге игровых фильмов за этот период – значатся более 300 произведений совершенно немого характера. Звукорежиссерами в залах работали таперы – они наигрывали то бравурные, то печальные мелодии — в зависимости от сюжета. Многое из этого репертуара прошло и на экранах Воронежа.
Данные о количестве первых русских фильмов , снятых в ХХ веке до 1920 года — поступили из Госфильмофондов стран бывшего СССР, библиотеки США, Британии и других стран, куда в 1917 года бежали русские кинооператоры и киномеханики, продолжая снимать фильмы по русской тематике даже на берегах Темзы и Потомака…
При царствовании Дома Романовых — тематика у прародителей «Мосфильма» была неказистой. Просмотрев каталог снятых 200 фильмов досоветского образца, можно было определить, что фильмы обычно снимались: короткометражные, черно-белые (правда, были и раскрашенные, что ввергает в ужас: тысячи раскрашенных вручную малоформатных кадриков…) и с ограниченной тематикой.
Сюжеты фильмов, которые при царе крутили в Воронеже — были зачастую бесхитростные, если не сказать – примитивные.
Во-первых, любили снимать бытовые сюжеты. Сцены ревности, дуэли, драмы с печальным концом.
Во-вторых – масса фильмов исторического плана. Иван Грозный, Ермак, «Жизнь за царя» и прочая.
В третьих . -Были попытки экранизации русских классических произведений. Так что первая «Анна Каренина» была абсолютно немой!
В четвертых – были фильмы для разных национальностей. Кавказцы смотрели сюжеты о похищении невест и сражениях с турками. Отдельно были сняты даже фильмы по заказу еврейских общин. К примеру, сняли сюжет по мотивам известной еврейской песни на тему неудачной любви.
После залпа «Авроры» — главными героями фильмов стал Ленин, человек с ружьем и революционные матросы с броненосца, где на экране беззвучно кушали перед бунтом — червивую говядину…
ФИЛЬМ НОМЕР ОДИН РОДНОГО ВОРОНЕЖА
Я вам по секрету одну вещь скажу. Оказывается, первый фильм, который посмотрели в Воронеже – был таки эротическим! И с эротическим названием, от которого мужчины нашего города пришли в страшное возбуждение , чему есть документальное подтверждение!
На следующий год Воронеж отметит в ноябре – СТОЛЕТИЕ со дня просмотра первого фильма, то есть юбилей воронежского кинематографа состоится ровно через год, надо подготовиться…
Век тому назад – бродячий антрепренер с пулеметной фамилией Дегтярев приволок в наш город синематографическую машину, странный гибрид велотренажера и кинокамеры. Чтобы разнообразить досуг беспартийных граждан.
Документально подтверждено – он привез с собой фильм эротического содержания в немом, нервно дергающемся исполнении.
Афиши сражали прохожих своих названием, как молния. На афишах было напечатано «Акулина, выходящая из ванны». Сбылась мечта больных синдромом подглядывания! – Перед ошеломленным зрителем губернского города В. – трижды в день появлялась весьма недостаточно одетая гражданка, с приметами помытости на исхлестанных мочалкой пышных телесах. Картина впечатляла! – Вид обнаженной Акулины вызывал нервный хохоток, выразительное кряканье и сальные реплики.
Женщины в число зрителей попали лишь на первый сеанс «Акулины» и с недовольными визгами просидели , словно на экзекуции. Остальные сеансы напоминали сбор у входа в банное мужское отделения.
Но и женские чувства не были забыты! Во вторую неделю антрепренер-шалунишка порадовал воронежских мамзелей немыми шедеврами «Скупой богач» и «До чего доводят жены». На экране немая непростительно актриса — жеманно сердилась на мужа, сильно ломала себе руки, изображала роковую страсть и безутешное горе. Женщины в зале утирали слезы, ахали и громко кричали , переживая за актрису: «Каков подлец!» или советовали : «Не будь дурой, дай ему пощечину!»
То, что кино в Воронеже начали с эротики, свидетельствует о здоровом потенциале воронежцев и об истоках родного синематографа.
ПЕРВЫЙ КИНОТЕАТРА ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА В.
ВЫ , читатели, думаете что наш кинотеатр назван в честь московского «Спартака», ныне не снискавшего лавры чемпиона России по футболу? Как бы не так! Он даже не первый кинотеатр города! Первый синематограф Воронежа – это вообще – филармония! Точно- филармония, та самая, что рядом с Дворцом бракосочетания, напротив «Спартака»!
От тех времен – остались два каменных сфинкса – туловище львиное, а личико –женское. Уж не с Акулины лепили, а? Вообще – в Воронеже есть египетская тема. Правда – сфинксы стоят отдельно от пирамиды, что высится у выезда из Воронежа на липецкую трассу…
Первый кинематограф со сфинксами был открыт 7 августа 1907 года тщанием купцов Типцевых, эти типчики, архиважно отметить, тянулись к важнейшему из всех искусств , пока еще немому божеству.
Название первый кинематограф города носил скучное – «Биограф». В этом «Биографе» 100 лет назад можно было ощупать 286 гнутых венгерских стульев для зрителей, 4 скамейки (так гласит документ) и , пардон , один крашеный диван . Доподлинно известно, что в дочубайсовские времена царизма в «Биографе» 58 лампочек светили вовсю, из них 8 – в одной люстре.
Для проведения сеансов купцы приобрели за 190 целковых – проектор фирмы «Нейм» , динамо-машину на 120 вольт плюс нефтяной двигатель в 90 лошадей.
А под филармонию это здание было отдано лишь в 1960 году.
В ВОРОНЕЖЕ СНИМАЕТСЯ ПЕРВОЕ КИНО…
Цирк и только! – Первое игровое кино в Воронеже удумал снять артист цирка Анатолий Дуров. Вообще то это был многоплановый артист! То свинью запряжет, то пеликана во дворе злого заведет, что на городовых бросается и норовить саблю отцепить клювом…
При усах и бицепцах – Дуров смотрелся романтично. Решил великий маэстро снять пацифистский фильм «Война ХХ века». Некоторые утверждают =- это первый игровой фильм в мире, где главные герои – животные.
На этом Дуров не успокоился. В 1914 году он снимает еще один фильм, с участием местной знаменитости – мадам Гофман. Воронежцы ходили вокруг толпой, выпрашивали автограф у актрисы и просились в массовку.
ПЕРИОД СОВЕТСКОГО КИНО
Отметим очевидный факт – в «Биографе», переименованном по идейным соображениям в «Комсомолец» — состоялся первый звуковой сеанс , фильм со звуком именовался «Пуск броненосца», даже по названию легко судить: звука было много…
Воронеж стал третьим городом в СССР, где в кинотеатре «Пролетарий» был открыт зал стереокино, но просуществовав 10 лет – зал закрыли – стереокино перестали снимать , упразднив вместе с СССР.
Первую в истории кинематографа СССР — съемку фильма с вертолета – применили в воронежском небе, сам Бондарчук снимал под Семилуками «Судьбу человека». Помните кадр сверху – за солдатом бегут немецкие овчарки? Поле – воронежское, овчарки – немецкие, пленка – шосткинского комбината «Свема»…В том фильме, кстати, играет наш земляк, артист А.А. Новиков, заслуженный артист России, между прочим. Снимал фильмы на воронежской земле и наш земляк Василий Панин.
А еще в Воронеж для съемки приезжал сам Владимир Семенович Высоцкий.
Чтобы дополнить картину, заметим: недалеко от воронежской пристани – находится корабль, в одной из его кают провел свои последние часы Василий Шукшин…
Самое ответственное советское кино снятое в Воронеже – было хроникальным. То были съемки о визите в Воронеж товарищей Н.С. Хрущева и Фиделя Кастро.
Были, правда, съемки шахеншаха Ирана, что переночевал в Воронеже в обкомовской гостинице , известной в народе под именем «Кораблик»…
После распада СССР в кинотеатрах Воронежа стало чересчур просторно, что открыло двери для мебельных выставок и демонстрации компьютерных возможностей игровых автоматов. Что стало с «Лучом» — не расскажем нипочем, сами – знаете! Что хотели сделать со «Спартаком» — не расскажем о таком…
Но расскажем о нынешнем кинематографе Воронежа.
НЫНЕШНЕЕ КИНО РОДНОГО ГОРОДА
По сравнению с уровнем кинофикации при СССР – даже в Воронеже произошел сильный упадок. Правда, виноват не Чубайс и не Гайдар. Кинофикацию потеснили видеомагнитофоны и домашние кинотеатры , плюс нынешняя сеть кабельного и спутникового телевидения. Одна система НТВ плюс чего стоит!
Первые видеомагнитофоны, кстати, делались в Воронеже…
Правда , «Воронежоблкино» умирать не собралось! Пережив кризис начала 90-х, сегодня система облкино сотрудничает с 21 районным и более чем 200 сельскими киноустановками.
Кинотека фонда Воронежа – насчитывает более 13.000 фильмов. Для хранения такого количества пленок – требуется 75 тысяч коробок. В одной коробке – 200-300 метров пленки. Получается, что в среднем Воронежоблкинофонд может растянуть все свои киноленты до … города Борисоглебска.
Кстати, по дороге из Борисоглебска – в августе автор этих строк сидел в автобусе с пенсионеркой, которая и киномехаником работала, и проверяла качество и сохранность фильмофонда . Она вспоминает, как однажды ее , молоденькую и неопытную — зимой, в теплушке, отправили в Воронеж, получать фильм под названием «Близнецы». Только окончилась война. Она чуть не замерзла стоя в тамбуре вагона. Вошел военный, сурово посмотрел на бледное лицо девушки-киномеханика. Вынул фляжку со спиртным: «Пей!» В ответ: «Что вы, я вообще не пью!» Военный строго приказал: «Пей, а то замерзнешь до смерти!» Девушка выпила с испугу значительную часть. Доехала жива — здорова в Воронеж…. «Близнецов» доставила в Борисоглебск — в нагрянувшую кстати оттпель… Дома , в шкатулке — бабушка Рая (назовем ее так) хранит кадры – так называемые «срывы», это кинокадры из самых знаменитых советских фильмов…
Итог технической революции кинематографа потрясает: в 1989 году в нашей области насчитывалось 1728 киноустановок. К 2003 году их осталось всего 213 штук.
Посещаемость кинотеатров падает. К примеру – за месяц в Россоши было от 600 до 700 зрителей, а в Верхнем Мамоне не дотягивает и до 100 зрителей в месяц…
Кино- такой же товар. Воронежская система госкинофонда ищет выход. К примеру – специальный прокат двух известных фильмов – «Человек-паук-2» и «Ночной дозор».
Жесткая система проката, сроки договора – не радуют коллег из структуры «Воронежоблкинофонда», которая вынуждена считаться с диктатом фирм – обладательниц прав на новый фильм.
Нынешний коллектив фонда в Воронеже сложился из тех, кто еще работал в этой системе во времена советского проката. Смена руководства не нарушила привычный ритм работы, в условиях, когда надо очень постараться, чтобы бежать в ногу со временем.
Александр ЕЛЕЦКИХ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.