Хранитель «Машин времени»

Хозяин сорока тысяч чудес Хранитель Хроноса

Виктор Николаевич Тысяцкий (фамилия и место проживания в целях конспирации изменены) с девяти лет отроду заболел фотографией. Но если мой наставник Василий Песков, заболев охотой, копил на первое ружье, собирая и сдавая аптечные пузырьки, то Витя Тысяцкий из-под Липецка сдавал лом по 9 копеек за кило, а потом купил-таки фотоаппарат "Любитель". С него-то все и началось!

Для него фотография стала главным делом. Виктор Николаевич коллекционировал не марки или там старинные деньги. Он увлекся собиранием громадной коллекции фотоаппаратов. Маленьких, размером с пирожок, и громадных деревянных — величиной с хороший скворечник или даже морозильную камеру "Морозко". 

Все аппараты, несмотря на старость, исправно могут работать. То есть помогать народонаселению Черноземья запечатлевать там ландшафты или, пардон, натюрморды. И всего таких разных фотоаппаратов на 45 году собирательства скопилось не менее четырех тысяч. А это вам, граждане, целый музей фотографии получается! Редчайшие вещи Человечество любит фотографироваться.

Сначала оно снималось на память перед громадными ящиками, накрываясь черной материей, стоя за треногой. Сегодня фотография подвержена громадной заразе под названием "мыльница", что делает фотоискусство сродни чистке зубов. Ни тебе фотобачка в ванной, ни увеличителя на кухне, где ночью папа или брат колдует под красным светом, шурша фотобумагой и чихая от концентрации метола и гидрохинона.

С появлением проявочных машин фотография теряет отблеск красной магии и чуда возникновения на белом листе силуэта. Виктор Николаевич Тысяцкий 40 лет работал фотографом. Сотни тысяч фотографий младенцев, женихов и покойников прошли через его пальцы, коричневатые от частого общения с фиксажем.

Став коллекционером, наш герой собрал самую крупную в Европе коллекцию литературы по истории фотографии. Его интересует все, что относится к фотоснимку: увеличители, глянцеватели, резаки, кассеты и, конечно же, старые карточки… Говорит о себе Виктор Николаевич как о директоре самого полного в России музея фотографии. И надеется, что этот музей будет открыт в его городке, в центре Черноземья, в ближайшие месяцы.

Старина на ладони

Фотоаппарат — одно из главнейших изобретений человечества. Эдакая зачаточная "машина времени", когда можно миг из прошлого законсервировать и перенести вместе с каретами, шляпками, городовыми и той атмосферой старорежимного времени, когда наши реки были богаче и чище, а дичи было столько, что охотникам было чего выбрать из трофеев, дабы сфотографироваться для истории. Это удивительное изобретение со стеклянным всевидящим глазом запечатлело вождей и писателей, изобретателей и купцов у самовара — на самодельных фотопластинках и грубом картоне фотобумаги… Чтобы мы, живущие сегодня, могли ощутить всю прелесть той России, которую мы потеряли… Старина на ладони…

Владимир Николаевич Тысяцкий раскладывает на столе кипы старинных карточек, где можно рассмотреть умилительные, дорогие душам потомков надписи вроде "Привет князю и другу от родни из Тамбова". Старый фотограф почти каждую неделю ездил в столицу на фотографическую "толкучку".

Раритеты, самые дорогие аппараты теперь хранятся в комнате… на территории охраняемого объекта. Кроме коллекционера, никто в помещение не войдет, даже близкие родственники! Опасаться в наше время есть чего… Да и охранять такие камеры, как "Кодак" личного фотографа царя, из которого снимал и сам фотолюбитель Николай II, а также ФЭД Никиты Сергеевича Хрущева или камера Геббельса, вывезенная как трофей из Берлина… Кто может похвастаться, что довелось снимать фотоаппаратом Ивана Бунина или знаменитого дореволюционного художника Максима Дмитриева, чьи снимки — украшение музеев за рубежом и в России?

А вот Виктор Николаевич Тысяцкий фотографировал такими коллекционными камерами, и не раз! Хочу подарить городу музей! Гендиректор знаменитого московского политехнического музея профессор г-н Григорян обратился к губернатору Липецкой области Олегу Королеву с официальным предложением, в котором специалисты политеха рекомендуют помочь Тысяцкому создать музей фотографии. Ведь у его директора столько экспонатов, сколько и не снилось всем музеям планеты Земля! Научные работники уверены, что такой уникальный музей фотографии станет новым культурно-образовательным центром России… Тысяцкий каждый год ездил по вызову в столицу на семинары, музейные курсы и давно уже знает музейное дело как свои пять пальцев.

— Все мои экспонаты в рабочем состоянии. Здесь у меня будут работать молодые фотографы, обмениваться опытом, конструировать выставки и даже новые модели фототехники… Только никому пока эта уникальная музейная коллекция в государстве российском не нужна! Ни губернатору, ни другим госструктурам… Кто вроде как и за духовность, и за культуру, а не хватает мелочи — строки в бюджете на создание самого полного на планете музея фотографии.

Сон фотографа

Автор этих строк тоже фотограф со стажем, и поэтому после просмотра коллекции Владимира Николаевича ему приснился сон: прекрасный старинный черноземный городок. На открытие музея съехались со всей планеты лучшие фотохудожники, представители фирм, занимающиеся рекламной фотографией, любители и просто любопытные россияне. В просторных залах у студентов с уникальными камерами много народа.

Выставлены старинные снимки, размещены коллекционные работы известных дореволюционных фотомастеров. При музее открыта самая крупная в мире фотобиблиотека. Есть проявочные и демонстрационные комнаты, открыт институт прикладной фотографии. А вот и зал с Интернетом, с полным цветным каталогом всех современных отечественных фотомастеров. Здесь можно заказать ксерокопии документов и репродукций, попить кофе в творческом кафе "Ракурс", взять напрокат фотокамеру…

Среди клиентов довольно много богатых иностранцев, что не жалеют денег, чтобы прикоснуться к истории мировой фотографии.

И тут я проснулся. На столе поблескивал оптикой мой старенький "Зенит" — любимый аппарат и Владимира Николевича Тысяцкого. Я проснулся в солнечный день. Где-то на планете уже непрерывно щелками в руках землян затворами десятки тысяч фотокамер, продолжая славную историю светописи. Но пока мой "вещий сон" об уникальном музее так и не стал явью.

Александр Елецких

Сайт — "На грани невозможного " 1, 7,2001 

Комментарии

Добавить комментарий