БОРКИ. ЗАМОК. ПРИЕЗД ОСНОВАТЕЛЬНИЦЫ ФОНДА ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ РОМАНОВОЙ
В следующем году в России будет, надеюсь – широко, отмечаться 400-летие Дома Романовых — династии, три века царствовавшей в России. Это эта династия сохранила Российскую Империю, как шестую часть Земли, с княжествами Польским и Финляндским, с портами Дальний и Порт Артур, в Китае…
В рамках подготовки к этому юбилею в Липецком краеведческом музее экспонируется выставка картин Великой княгини Ольги Александровны, младшей дочери императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, сестры царя Николая II. На выставке представлено более 40 работ художницы, в числе которых иконы и личные вещи семьи. Картины собирались в Канаде, где жила до 1960 года Великая Княгиня. В Липецке выставка пройдет до 17 сентября.
Привезла картины в Липецк невестка Великой княгини, Ольга Николаевна Куликовская-Романова, она ведь сегодня возглавляет благотворительный Фонд имени Великой Княгини Ольги Александровны. В понедельник Ольга Николаевна посетила Тербунский район, который также связан с домом Романовых — в Борках располагается замок, принадлежащий некогда Романовым, где бывали члены царской семьи. Именно его и хотела посмотреть вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова. В этой поездке ее сопровождал глава района С.В.Иванов. В последний раз представители и родня Царствующего Двора Романовых приезжала в Тербуны более ста лет назад. Тогда Тербуны относились к Елецкому уезду Орловской губернии…
На территории Борковского замка гостей встретили представители „Сельхозинвеста“. Агрохолдинг выкупил несколько лет назад памятник истории и начал работы по его возрождению. Сегодня уже многое изменилось: замок не выглядит сиротливо заброшенным. Приведены в порядок стены, заменена кровля и крыша, отремонтированы все подсобные помещения. Причем, как рассказал Ильфат Гильманов, который руководит реставрационными работами, новые хозяева не хотят отступать от проекта архитектора Гогена, они нашли в архивах материалы, относящиеся к данному сооружению и другим дворцам, спроектированным известным зодчим, и стараются максимально воспроизвести задуманное.
Ильфат, который стал экскурсоводом О.Н.Куликовской-Романовой, показывал арочные проемы при входе, где в будущем будут стоять скульптуры, висеть картины, объяснял, где и какая люстра будет, что он хотел бы видеть на стенах столовой замка, показывал отдельные почти готовые номера. По задумке нынешних хозяев здания, здесь будет располагаться вип-гостиница. Однако планируется сохранить и его историческую ценность, поэтому сегодня Ильфат ищет в Интернете, какие картины могли быть в замке Романовых в ту эпоху, чтобы с фотографий сделать репродукции, знакомится с обстановкой дома Матильды Кшесинская, которая бывала в наших краях, а значит могла что-то обставить по своему вкусу, ищет упоминание в письмах о замке в Борках, которые тоже можно отксерокопировать, разместить в рамочках на стенах или в стеллажах. Ильфат попросил в этом помощи у Ольги Николаевны.
Идея с гостиницей женщине понравилась и она даже высказала несколько предложений: в частности — зарыбить дворцовый пруд. Замечу, Куликовскую-Романову интересовало все, что касалось поместья: и откуда берется камень, который идет на строительство (ее очень удивило, что и сегодня используется известняк, из которого построен более сотни лет назад Борковский замок), и его пористость, и какие повара будут работать в гостинице, она даже предостерегла новых владельцев от необдуманной расточительности во время обедов. По традициям русского хлебосольства мы порой уставляем стол столькими блюдами, что не оставляем свободного места. Съесть всего человек не в состоянии, а порой не имеет возможности даже попробовать отдельные блюда. Культуре питания, по ее мнению, следует учиться у царской семьи, где все было скромно. И обед состоял из привычных нам трех блюд. (Кстати, вечером я заглянула в Интернет и обнаружила воспоминания Великой Княгини Ольги Александровны, в которых она пишет, что на завтрак дети ели овсяную кашу, а родители нередко кушали вареные яйца).
Ильфат рассказал, что в настоящее время на территории парка живут две диких свиньи и косуля, некогда попавшая в аварию и спасенная местным охотоведом. В будущем гости гостиницы смогут охотиться, рыбачить, отдыхать в ухоженном саду и слушать легенды о замке и его обитателях. Также Ильфат показал корягу, лежащую возле его дома. Это корни дерева, поднятые при чистке пруда. Он обратил внимание гостей на то, что корни причудливо переплетаются, местами напоминая рога оленя, а местами переходя друг в друга, создавая единую систему питания дерева. „Словно вены человека“, — заметил Ильфат. Ольга Николаевна тут же предложила: „А вы знаете, что можно сделать с этой корягой?“ „Именно это я и собираюсь сделать“, — ответил Ильфат. Данная коряга, очищенная от земли и залакированная, станет еще одним экспонатом гостиничного комплекса: или ножкой стеклянного стола, или основанием люстры.
— Я уверена, что все здесь будет замечательно, — высказала свое мнение О.Н.Куликовская-Романова после осмотра комплекса. Ну а владельцы пригласили ее на открытие гостиницы, которое планируется на август следующего года, то есть в рамках празднования 400-летия Дома Романовых.
Еще год тому назад – Замок лежал в руинах. Полы были выкорчеваны, окна зияли пустыми глазницами, зимой снег падал в дыры изуродованной крыши…
После посещения Борок в зале администрации района О.Н.Куликовская-Романова встретилась с представителями интеллигенции района и ответила на их вопросы. Главный из них — ее связь с Россией и родом Романовых.
Родилась Ольга Николаевна в Югославии в семье русских беженцев. Отец — Николай Николаевич Пупынин — родом из Лебедяни. Мать — из рода Коперницких. В 1920 году, по словам О.Н.Куликовской, семья бежала из коммунистического кошмара. Однако родители до самой смерти надеялись вернуться в Россию и дочь воспитывали в любви к Отчизне. За свою жизнь ей пришлось жить в Венесуэле, которую она покинула, когда туда стал „просачиваться режим Кастро“, и в Канаде, где она познакомилась ближе и вышла замуж за Тихона Николаевича Куликовского-Романова — сына лейб-гвардии полковника Н.А.Куликовского и Великой княгини Ольги Александровны. Его Высочество Тихон Николаевич участвовал в различных фондах и объединениях, занимался отечественной историей, чтобы сохранить память о былом величии России и передать ее потомкам.
Несколько лет назад вместе с мужем Ольга Николаевна создала благотворительный фонд имени Великой княгини Ольги Александровны. Впервые с благотворительной помощью посетила Россию в 1991 году. Она привозила продукты
и вещи для детских домов, больниц, домов престарелых. В 1993 году поехать на родину планировала вместе с мужем, но он заболел и умер. Ольга Николаевна призналась, что сегодня, покидая Россию, она скучает. И последние годы 8 месяцев из 12 живет здесь, в Подмосковье.
По ее мнению, сегодня жизнь в России налаживается. В чем-то стало даже лучше, чем в Канаде, именно поэтому фонд, которым она руководит, последнее время делает акцент на духовной составляющей. В частности — выставка „Августейшая художница“. „Хотелось рассказать об удивительной женщине, подвижнице, рожденной в роскоши и вынужденной зарабатывать на жизнь рисунками. Кроме того, в 1941 году княгиня Ольга работала сестрой милосердия, создала фонд помощи бедным“, — рассказала руководитель фонда.
В год 400-летия Дома Романовых О.Н.Куликовская-Романова планирует объехать Россию, чтобы лучше узнать ее и дать возможность россиянам познакомиться с великими соотечественниками через выставки, лекции.
Сама Ольга Николаевна считает, что у России прекрасное будущее. Но ее настораживает американизация языка и быта, считает, что нельзя засорять язык ненужными заимствованиями, не стоит закупать из-за границы то, что можно произвести в собственной стране.
Сама она получила блестящее образование, владеет семью языками, работала переводчицей. Больше других любит русский язык, который ей кажется родным и красивым.
В настоящее время фонд имени ее императорского Величества Великой княгини Ольги Александровны собирает средства на колокол для колокольни Новоспасского монастыря.
В память о встрече на тербунской земле О.Н.Куликовская-Романова подарила С.В.Иванову книгу об эпохе Романовых. В ответ ей преподнесли книги о Борках и легенды тербунской земли. Кстати, сюжеты для легенд борковская земля дает нашим писателям и краеведам в изобилии. — Ильфат показал снимок, сделанный недалеко от „чертовой столовой“. С камня , затерянного в чаще Борковского урочища – «смотрят“ глаза, видны губы и нос. Это лицо „Квазимоды“.
Что это? Каприз природы? Шутка древнего камнетеса? Что за легенда стоит за этим каменным «ликом»?
Не знаю, как других, но лично меня данная встреча подвигла заглянуть в Интернет и немного больше узнать и об Августейшей художнице, и о роде Романовых. Конечно, эти знания не заполнили всех пробелов по истории моей страны, но ведь интерес-то появился. И пробудила его встреча с Ольгой Николаевной, удивительно умной, культурной и интересной женщиной, а также поездка в историческое место нашего района — Борковский замок, принадлежавший Андрею Владимировичу Романову.
…Она стояла на пороге Замка, и вот ей вдруг показалось, что она слышит дробный стук романовской кареты, и из за угла два всадника. Андрей Владимирович, в парадном, офицерском мундире гвардейца, и Матильда , в белом, шикарном , французском платье…
Но видение сменилось пейзажем стройки, где на строительных лесах тихо переговаривались армяне…
Л. ЕЛЕЦКИХ.
.А ЕЛЕЦКИХ
Фото автора и А.Сафонова.
Примечания:
Ея Императорское Высочество Великая Княжна Ольга Александровна родилась в Петергофе 1 (14) июня 1882 года и поэтому является единственным «багрянородным» ребенком Государя Императора Александра III.
«Багрянородным» называется ребенок, рожденный от Царствующего Императора — от Помазанника Божьего. Она походила на своего отца простотой манер, добрым сердцем и любовью ко всему русскому. Детство юной княжны прошло в императорском дворце в Гатчине, где каждый уголок говорил о великом прошлом России. Очень рано у Ольги Александровны начал проявляться талант художницы.
Увлечение живописью осталось с княжной на всю жизнь, куда бы её ни забрасывала судьба. В Гатчине Великая Княжна начала рисовать профессионально, обучаясь у лучших художников-педагогов.
Любовь Вел Кн Андрея и Матильды – это история великой любви…Госархивы хранят фотоальбомы, где есть и фото приезда Андрея в Борки и Захаровку…Есть книги А Л Елецких, по воспоминания, присланным ему из Парижа родственником прима-балерины…Истории великой любви, запечатленные в письмах и документах, стихах и картинах — это тоже события культуры. В центре внимания — незаурядные личности, оставившие след в культуре и собственной жизнью показавшие, до каких высот способен подняться человек в своих чувствах.
КСЕШИНСКАЯ_РОМАНОВСКАЯ
На одном из вечеров, который организовала Кшесинская, она познакомилась с Андреем Владимировичем, кузеном императора.
«Великий князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни…»
Любовь разгорелась как пламя костра. Андрей Владимирович был на 6 лет моложе Матильды, но они совсем не чувствовали разницы в возрасте. Плодом их любви стал сын Володя, которого Матильда родила во время путешествия по Европе. В России ей предстоял серьезный разговор с великим князем Сергеем Михайловичем, который прекрасно понимал, что не он является отцом ребенка. Однако он настолько любил Кшесинскую, что решил остаться с ней, чтобы оберегать ее как добрый друг.
В 1904 году Матильда Кшесинская начала гастролировать по Европе. Вечер, посвященный 20-летию со дня ее первого выхода на сцену, стал настоящим праздником хореографического искусства. Кшесинскую чествовали как первую балерину России и даже называли ее «генералиссимус русского балета».
По возвращении из Европы Матильда приобрела участок земли под строительство дворца. Архитектором проекта стал Александр фон Гоген. Всю обстановку выписали из Парижа. Результатом длительного труда стал дом, который был настоящим произведением искусства и представлял собой отражение утонченного вкуса хозяйки. Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская купила дом на юге Франции, куда приезжала несколько раз в год.
Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская на собственные деньги построила лазарет на 30 мест, но, когда обстановка вышла из-под контроля, она была вынуждена бежать. Некоторое время балерина жила у знакомых, а в июле она вместе с сыном, горничной Людмилой Румянцевой и преданным слугой Иваном Курносовым выехала из Петербурга. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, — Николая II и великого князя Сергея Михайловича.
В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились.
«Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке, — писала она. — Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным».
Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта — я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини.
Светская жизнь Кшесинской была в полном разгаре: она встречалась с Вирджинией Цукки, Айседорой Дункан, Анной Павловой, Федором Шаляпиным. Свое прозвище «Мадам 17» балерина получила из-за того, что в казино Монте-Карло, куда она так любила выезжать, неизменно ставила на цифру 17. Для того чтобы ни в чем себе не отказывать, нужен был постоянный источник доходов, поэтому Кшесинской пришлось продать виллу и перебраться в Париж, где она открыла танцевальную школу. Благодаря ее педагогическому таланту мир узнал такие имена, как Марго Фонтейн, Иввет Шовери, Памела Мей. Сама Кшесинская не бросала балета и принимала активное участие в различных постановках. Например, в 1936 году, когда балерине было уже 64 года, она выступила со знаменитым русским танцем в лондонском «Ковент-Гардене».
Из книги «ТАЙНЫ СТАРОГО ЗАМКА»
БРАСЛЕТ МАТИЛЬДЫ
Напрямую же, с событиями на охоте, связана и вот эта история.
Известно, охотничье занятие дело рисковое и азартное, что игра в карты. Однако, заманчивые рассказы возвращавшихся охотников, будили воображение романтичной Матильды. Музыка ветра и топота копыт в ошеломляющей погоне, выстрелы и возбужденный близостью добычи, дикий лай оравы гончих псов, все это ей хотелось испытать самой. Увидеть, услышать и почувствовать. И как же упустить эту возможность, если она так близко. Тем более, рядом с такими прекрасными, опекающими во всех мелочах, мужчинами.
Правда, не хватает опыта скачек по пересеченной местности, но, как считала она, это дело наживное. К тому же, в гостях у них в эти дни присутствовали князья Ольденбургские, и Матильда вместе с княгиней, тем более не чувствуя себя одинокой в обществе мужчин, ожидала от этой охоты только положительного заряда.
И хотя утро было хмурое, настроение это охотникам не испортило. Мужчины обсудив план предстоящей охоты и распределив обязанности рассыпались по округе.
Женщины же неспешна трусили в сторону небольшого леска, весело делясь впечатлениями от забавной, как им казалось, прогулки.
Но вот вдалеке возник нарастающий лай псов, видно собаки взяли след, и пошел гон. Лошади, что были под дамами, приученные к правилам охоты, поняли это как сигнал к погоне. Удержать их теперь ни что не могло, кроме опытной руки. Только вот, в самый разгар охоты, эти руки держали пальцы на спусковых крючках ружей, а их обладатели, забыв обо всем на свете, помнили только о прицеле и мельтешащей точке рядом с «мушкой» ружья. Таковы требования этого сугубо мужского дела.
Дамы, поняв безуспешность попыток призвать своих мужчин на помощь, пытались сами справиться с ошалевшими лошадьми. Через какое то время, наконец, у них это получилось. Только когда лошади после разгоряченной гонки приостановились и Матильда осмотрела себя, то не увидела на руке браслет, «подарок Мале от Николя» (Матильде от Николая- 2). Не трудно представить себе состояние Матильды на тот момент, поскольку этим подарком царя она, конечно же, очень дорожила.
О дальнейшей охоте уже не было речи. Тут же были организованы поиски пропавшего браслета. Однако, потратив остаток дня на поиски, уставшие и огорченные, охотники в замок возвратились ни с чем.
Почти сразу же было объявлено по округе о потере ценного подарка. За находку и возврат его назначалась огромная по тем временам сумма. Получить названную сумму желали многие, только тогда везение не улыбнулось никому.
Потом были революционные события, где, как известно, Матильда потеряла на много больше своих драгоценностей, чем этот браслет, в том числе и самого покровителя Николая-2.
Но пастушку, что пас стадо в этих местах уже после Великой Отечественной войны все таки повезло. На перепаханном снарядами бугру, у самой опушки леса ковырнул кнутовищем из пожухлой травы непонятный предмет серебристого цвета. И вот она лежит у него, тяжеленькая, на заскорузлой ладони. Вещица из белого металла, украшенная цветными камушками, о чем рассказывали старики ему еще в детстве. Та, что будоражила голову не одному искателю, желающему в один миг несказанно разбогатеть. Только время было не подходящее для таких находок. Пастух рассудил трезво- спрячу до лучших времен. К худшему ли, к лучшему, времена изменились. Только воды тоже утекло много за это время.
Говорили, что видели когда- то этот браслет, правда уже без двух камешков, а иные приписывали ему необычайную способность- всегда быть теплым, словно сохранять тепло руки Матильды
А ЕЛЕЦКИХ
В КОЛЕСНИК
Конфетка с секретом.
На дощатой перегородке старинной уютной избы в больших рамах за стеклом множество фотографий. В нижнем уголке два выцветших до коричневого цвета изображения. То, что покрупнее, явно, фотография на картонной подложке с изображением достаточно крупной крестьянской семьи. Гордое, слегка щеголеватое лицо еще не старого отца семейства с буденовскими усами, умное, смиренное в беленьком платке- матери и внимательные до озорства, а то и напуганные множество детских глаз.
Тот листок, что поменьше, несколько выпадает из общей массы и по теме и по стилю. Кажется даже странноватым, зачем здесь, среди строгих памятных семейных реликвий оказалась фотооткрытка начала прошлого века, с изображением танцующей балерины. Читателю почти все станет ясно, когда узнает, что домик этот стоит на одной из улиц Борок, а танцующая дама- ни кто другая, как прима- балерина Мариинского императорского театра легендарная Матильда Кшесинская.
Но, какая может быть связь между ней и теми, чьи фотографии находятся рядом с ее? Побродив по сельским улицам Борок- старинного русского села и сегодня можно найти старожилов, которые не мало расскажут о приезде князя с барыней в замок, хотя с той поры прошло немало лет. В рассказе многое из деталей могут упустить, но почти все вспомнят о том, как веселая и добродушная барыня одаривала деревенскую малышню «конфектами». Вот одной малолетней дамочке с той, старинной картонки по этой причине и выпало связать судьбу ее семьи с именем великой балерины.
Князь Андрей, зная об этой маленькой слабости своей возлюбленной- раздавать крестьянам и их детям конфеты, вручая очередной подарок, предупредил Матильду, что б конфеты на этот раз достались только ей. Но, посчитав это замечание как очередную шутку, и не приняв ее во внимание, «барыня» по привычке раскрыла коробку при встрече с очередной толпой ребятни.
Каковы же были сначала обида, а затем сменившее ее удивление той самой малолетней дамочки, когда она прибежав домой со «сладким» подарком стала разворачивать обертку, а под ней оказались еще несколько таких же, и вдруг из последней бумажки выскользнул и упал на пол сияющий резной перстенек.
Вошедший в избу вслед за обрадованной дочерью отец перехватил оброненную побрякушку, но разогнувшись, обмер…
-Где ты это взяла?
-Барыня подарила…
На грубой ладони простого крестьянина красовался золотой узорчатый перстень с бриллиантом.
Что сюрприза для любимой не получилось, князь Андрей понял лишь в вагоне поезда, на обратном пути в Питер. Поогорчались, поохали, на том дело и закончилось.
Красавец- перстенек же пролежал за божничкой несколько лет. Но, к несчастью, в одно из засушливых лет случился мор. Двор хозяина, как и у половины села остался без скотины. Тут- то и вспомнили о подарке барыни. Придя пешком в Елец, хозяин семейства обратился к знакомому купцу. Денег бы за перстень хватило на табун, но мужик , видно экономный был, купил на первый случай пока одну конягу. Только подзабыл в одночасье разбогатевший бедняга, что Елец- всем ворам отец. Возьми да и зайди по оплошности в кабак. Вышел из него обобранный до нитки. Хорошо, что хоть купленную лошадь не увели. Да дома были рады и этому подарку. С тех пор и висят на стене две фотографии рядом.
А. ЕЛЕЦКИХ
В КОЛЕСНИК
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.